Древние римляне называли Колизей Восьмым чудом света. Это
уникальное сооружение, сопоставимое по размерам с современными стадионами, до
сих пор привлекает к себе туристов со всех стран света. Театры и амфитеатры
начали строить еще в Элладе. Однако римляне изобрели совершенно новый тип
амфитеатра. В отличие от греков они возводили сооружения для развлечений не
на окраине, а в центре города.
Внутренний вид Колизея
|
До постройки Колизея в Риме
было несколько амфитеатров. Однако после грандиозного пожара в 64 году н. э.
сооружений для представлений стало не хватать. В 69 году н. э. император Тит
Флавий Веспасиан распорядился начать строительство нового амфитеатра. И,
конечно же, новое сооружение должно было превосходить все предыдущие по
размерам и по убранству.
Построили это
грандиозное сооружение довольно быстро. Рабочие трудились посменно, в ход шли
заранее выполненные заготовки, строительные модули, сложные механизмы. Первые
состязания на арене Колизея прошли в 80 году, когда верхний ярус еще не был
закончен.
Император Тит Флавий
Веспасиан
|
Поначалу это сооружение
именовали Флавиевым амфитеатром в честь новой императорской династии. Колизеем
его стали называть позже. Слово Колизей происходит от латинского слова
«colosseus», что означает громадный. Есть версия, что своим названием Колизей
обязан не своим гигантским размерам, а расположенной по соседству громадной
статуи сумасбродного императора Нерона.
Колизей был возведен на
месте искусственного водоема, вырытого при Нероне для его знаменитого
Золотого дома. Выбор места был выгоден не только технически, но и
политически. Император хотел показать, что для него на первом месте не личные
блага, а общественные.
Колизей. Современный вид
|
Огромный Колизей
выглядел не менее величественно, чем Золотой дом Нерона. Мощные стены Колизея
достигали высоты 48, 5 метра. Он представлял собой огромную чашу со
ступенчатыми рядами сидений. Стена Колизея, к которой прикреплялись
зрительские сидения, состояла из цепочки арок. Подсчитано, что если все
использованные для строительства Колизея арки соединить, получилась бы линия
длиной более полутора километров.
Колизей был расчитан на 50
тысяч зрителей, так что сравнить его можно разве что со стадионом,
современные театры вмещают гораздо меньше людей. На арене этого грандиозного
сооружения проходили гладиаторские бои, бои бестиариев — сражения людей с
экзотическими животными и даже… морские сражения. Опечатки здесь никакой нет.
С помощью специальных устройств арена Колизея превращалась в огромный
бассейн, и зрители могли наблюдать настоящие битвы между кораблями.
В те времена возвести
такое здание было невероятно трудно, предстояло до мелочей продумать
множество деталей. Одна из самых важных — безопасность зрителей. Хотя римляне
и раньше строили амфитеатры, но такой большой — впервые. Колизей имел
несколько входов и выходов, так что в случае каких-то непредвиденных
обстоятельств зрители могли довольно быстро покинуть помещение — по расчетам,
всего за 12 минут.
Устройство мест для зрителей и доступ к ним были продуманы с
максимальной эффективностью. На входных билетах были номера, указывающие, в
какие ворота нужно входить.
Мозаика из Тускула с
изображением сражения гладиаторов (III в. н. э.)
Сцена травли диких зверей в Колизее. Терракотовая плита
|
Бои с дикими зверями
На арене Колизея
устраивались бои гладиаторов с дикими животными. В день открытия Колизея для
развлечения публики были доставлены 5 тысяч зверей. Их необходимо было
разместить, да так, чтобы они не могли нанести вред окружающим — в основном
это были опасные хищники.
Создатели Колизея
сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие звери,
выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Зрители при
этом находились в полной безопасности. Не менее сложно было устраивать и
морские сражения. Однако архитекторы до мелочей продумали все детали здания,
так что все представления проходили успешно и доставляли публике огромное
наслаждение.
В дождливую погоду и в
солнцепек над Колизеем натягивали парусиновый навес — велумы. Занимались этим
моряки, которые умели быстро и ловко управляться с парусами.
Наиболее удобные места
на трибунах предназначались для привилегированной публики. Места,
спускающиеся воронкой к центру арены, разделялись согласно общественному
рангу зрителей.
Своими архитектурными
новшествами, техническими усовершенствованиями Колизей намного опередил
время. Да и в наши дни он по-прежнему вызывает восхищение и является одной из
главных достопримечательностей итальянской столицы.
Арсений
Серапионов
|