Из индийских ступ лучше всего сохранились ступы Санчи (штат Мадхья-Прадеш). Селение Санчи расположено на возвышенном плато, его возникновение относится к III в. до н.э. Сооружение ступ связывают с правлением царя Ашоки (273–236 г. до н.э.), принадлежавшем династии Маурьев.
Прототипами построек такого типа считают древние могильные курганы. Ступы, подобно индуистским храмам, как бы повторяют собою мандалу – изображение, отражающее устройство Вселенной. Основание символизирует землю, купол – небо, шпиль, венчающий ступу, – Абсолютную Истину.
Как гласит древнее предание, после сожжения тела Будды его останки были разделены на 10 частей и помещены в первые 10 ступ, построенных в Индии. Главной из них была Большая ступа в Санчи. Ее диаметр – около 36 м, высота около 18 м. Сложена она из обожженных кирпичей, скрепленных глиной. Останки Будды хранились в реликварии – балконе на куполе ступы.
На шпиле ступы расположено три зонта, представляющих три драгоценности буддизма – Будду, Общину и Учение.
Время царствования Ашоки называют Золотым веком буддизма. Этому правителю удалось получить власть над большинством индийских государств. Позже он погрузился в изучение буддизма и активно способствовал распространению этого учения в Индии. Он делал щедрые дары буддистским общинам и университетам. Несмотря на то, что после смерти Ашоки созданная им империя распалась, распространение буддизма не прекратилось.
Строительство в Санчи продолжили правители династии Гуптов. Мастера из Матхура возвели четыре изваяния Будды напротив четырех ворот Большой ступы Санчи. При Гуптах здесь был построен целый ряд храмов и монастырей. Однако после захвата Индии мусульманами религиозная жизнь в Санчи угасла надолго.
В 1818 году на ступы в Санчи обратил внимание английский генерал Тейлор. Через четыре года другой генерал, Джонстон, в поисках сокровищ вскрыл Большую ступу в Санчи и изъял многие реликвии, в том числе останки буддистских учителей. К счастью, другие две ступы уцелели.
Ограда Большой ступы
Во II веке до н. э. ступа в Санчи была перестроена и окружена оградой с арками. Арки богато украшены скульптурой, однако здесь нет фигуры Будды. Последователи хинаяны, которое является самым распространенным в Индии течением буддизма, не изображали Будду по двум причинам: во-первых, потому что он был не Богом, а человеком, овладевшим искусством высшего просветления, во-вторых, они считали, что Учение важнее, чем реальная персона Будды.
Вместе с тем, в барельефах арок можно найти аллегории, связанные с жизнью Будды, так, конь символизирует его уход из дома, дерево – момент просветления, зонт говорит о лидерстве Будды в монашеских общинах, колесо означает учение, ступа – достижение нирваны, ступни ног – присутствие Будды.
Спасибо за чтение! Если понравилось, ставьте лайк и посещайте наши страницы в социальных сетях: Facebook, Twitter, YouTube.