Что мы
знаем о Льюисе Кэрролле? Ну, во-первых, он написал знаменитую «Алису в стране
чудес» и ее продолжение — «Алиса в Зазеркалье», которые оказались настолько
головоломной задачей для переводчиков, что их толкованием и пересказом
занимаются до сих пор, и будут продолжать это дело еще много лет.
Льюис Кэрролл
|
Пожалуй,
многие прибавят, что Льюис Кэрролл – это литературный псевдоним Чарльза Лютвиджа Доджсона, который провел всю свою жизнь,
преподавая математические дисциплины в Оксфорде.
Возможно,
найдутся светлые головы, которые скажут, что «магистр искусств» Доджсон был
священнослужителем, носил сан диакона и даже иногда вел церковные службы.
Ведь преподавал он в колледже Крайст-Черч, который
принадлежал англиканской церкви, и где могли преподавать лишь «рукоположенные
лица», то есть священники.
Самые
начитанные, при определенном напряжении, вероятно, вспомнят, что автор
«Алисы» был чуть ли единственным англичанином,
совершившим по собственному желанию далеко не модное тогда путешествие в
далекую и «дикую» — по убеждению Европы — Москву.
В
каждом из вышеперечисленных фактов биографии мы словно видим нового Кэрролла.
Складываясь вместе, они создают портрет гармоничной, хотя, безусловно, и
очень неординарной личности.
Алиса, дочь
декана Крайст-Черч, послужившая прототипом
героини «Алисы в Стране Чудес»
|
Но
вот о чем знают только биографы и специалисты, так это о хобби Чарльза
Доджсона, которое именно в силу своей необычности было наиболее для него
вероятным. Это его пристрастие (слово «хобби» переводится как «увлечение»)
после преподавания занимало второе место в расписанной по часам жизни диакона
Крайст-Черч. А в его мыслях, наверняка, первое. По
достоверным свидетельствам коллег-учителей, преподавать Кэрролл, не любил,
хотя и относился к своей работе со всей серьезностью. Но читать лекции ему
было трудно, ведь он сильно заикался.
Зато
своему хобби робкий диакон отдавался с такой страстью, что в погоне за
очередным трофеем для своей коллекции становился
чуть ли не одержимым, и уж точно – навязчивым. Даже его заикание в такие
моменты куда-то пропадало.
Но
самое удивительное (и в то же время вполне естественное, если исходить из
характера Кэрролла), что увлечением этим была только что изобретенная
фотография, которая в силу своей неосвоенности
требовала от своих последователей невероятных на наш взгляд усилий.
Одна
лишь фотокамера обошлась автору «Алисы» в пятнадцать фунтов, что равнялось
примерно месячной зарплате преподавателя, а ведь еще столько же постоянно
требовалось тратить на посуду, коллоидные растворы, химикалии и
фотографические пластинки.
Образцы
фотографического творчества Кэрролла
|
Составных
элементов для использующегося тогда громоздкого «влажного» способа проявки
требовалось такое количество, что Кэрролл, одержимый погоней за очередным
«трофеем», нередко устраивал фотолабораторию прямо в доме своей «натуры». Не
стоит и говорить, что часто возникали непредвиденные сложности, ведь для
«фотографической» требовалась отдельная комната, где проявлялись пластинки и
печатались снимки.
При
этом следует учесть, что Кэрролл «гонялся» в основном за «крупной дичью», то
есть за самыми выдающимися и высокопоставленными представителями английского
общества. Правда, боги фотоохоты не всегда покровительствовали Кэрроллу.
Однажды вместо известного поэта Роберта Браунинга ему пришлось
фотографировать хозяина сада, где должна была производиться съемка.
Справедливости ради, следует признать, что он тоже был поэтом. Звали его
Данте Россетти.
Тем
не менее, список «трофеев» преподавателя математики Доджсона впечатляет. В
этом ряду выразительный портрет Лорда Солсбери, (впоследствии он стал
премьер-министром Великобритании), фотографии знаменитого поэта Альфреда Теннила и кронпринца Дании Фредерика, который проходил
обучение в колледже Крайст-Черч.
Среди отказавшихся от услуг Доджсона-фотографа были
и особы королевской семиь: Принц Уэльский (будущий король Эдуард VII) и королева Виктория (что не помешало стать ей
впоследствии поклонницей «Алисы»).
Наибольших
высот Кэрролл достиг в детском фотопортрете. Чарльз Доджсон считается лучшим
мастером детской фотографии XIX века.
Посмотрите на его работы, и вы наверняка согласитесь с этой, достаточно
высокой, оценкой. Многие из фотопортретов сделанных Кэрроллом, до сих пор
остаются на недосягаемом даже для современных мастеров художественном уровне,
несмотря на то, что были сделаны более ста лет назад.
Станислав ВОСТОКОВ
|