27 мая
1703 года у разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове было
заложено укрепленное сооружение нового бастионного типа – Петропавловская
крепость. В разработке ее проекта Петр принимал непосредственное участие. Для
прикрытия Невы с моря на острове Котлин почти одновременно было начато
строительство военно-морской базы Кроншлот (Кронштадт). А в 1704 году на
южном берегу Невы возвели судостроительную верфь-крепость – Адмиралтейство.
Только под такой надежной защитой стало возможным строительство новой столицы
– Санкт-Петербурга.
Первоначально новый
город строили по берегам Невы, ее рукавов и протоков. По традиции поселения
размещались слободами. Это были крестьянские избы или городские хоромы,
расписанные под кирпичную кладку. С 1710 года в городе стали строить только
кирпичные дома.
В 1709 году была
учреждена Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами, а при ней открыта
школа для начального изучения зодчества. Несмотря на это, специалистов
по-прежнему не хватало.
Закладка Петербурга 16 мая 1703 года
|
Петр I стремился создать
столицу, которая соответствовала бы европейскому уровню, и потому относился к
ее строительству трепетно, участвовал сам в разработке проектов, приглашал в
город квалифицированных архитекторов. В 1710 году в Петербург были приглашены
итальянцы Н. Микетти, Г. Киавери, К. Расстрелли, немцы А. Шлютер, И. Шендель,
Г. Матрони, француз Ж. Б. Леблон, голландец Г. Ван Болен. Они должны были не
только строить, но и обучать русских архитекторов. Наиболее одаренных молодых
людей посылали за границу изучать архитектуру.
К строительству новой
столицы привлекли и лучших архитекторов, работавших в Москве. Среди них И.П.
Запрудный, М. И. Чочлаков, Я. Г. Бухвостов, итальянцы М. Фонтана, Д. Трезини.
В Петербурге работали архитекторы разных школ, но при создании проектов они учитывали
местные вкусы и традиции. В результате архитектура Петербурга стала
своеобразным сплавом исконно русской школы зодчества и различных западных
школ. Этот стиль принято называть русским барокко XVIII века или Петровским
барокко.
План Петербурга, 1723-23
|
Главным заказчиком и
главным приемщиком был сам император, он рассматривал все предложения
архитекторов и выбирал из них лучшие, иногда сам указывал, где и что строить.
По его инициативе разрабатывались генеральные планы строительства столицы. Петр
I был настолько заинтересован в скорейшем возведении новой столицы, что даже
издал указ, запрещающий по всей России, за исключением Петербурга,
строительство из камня и кирпича.
Первым иностранным зодчим,
начавшим работу в Петербурге, был Доменико Трезини, приехавший из
Копенгагена, где он работал при дворе короля Фридриха IV. Как профессионал он
обладал изысканным вкусом, основанном на трезвой рассудительности. Правда, он
не выделялся особой фантазией, да от него подобного и не требовалось. Трезини
оказался хорошим исполнителем архитектурных идей Петра I. «Я со всем рвением
рад трудиться против чертежа вашего», — писал Трезини императору о своей
работе в Петропавловской крепости.
По указанию императора
Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал образцовые проекты
жилых домов, предназначенных для людей разного достатка. Для беднейшего
населения — небольшие одноэтажные дома, для знатных — просторные, с
изысканной отделкой. Французский архитектор Ж.Б. Леблон подготовил проект
двухэтажного дома «для именитых».
Новым был в столице и
принцип расположения домов. В средневековых городах дома, как правило,
располагались за заборами, в глубине участков. В Петербурге все здания должны
были выходить фасадами на так называемую красную линию, то есть на границу,
которая отделяла проезжую часть улицы от территории застройки. Позднее этот
принцип стал применяться и в других городах.
Кроме жилых домов, в
Петербурге и пригородах возводились дворцы с богато украшенными внутренними
помещениями, загородные резиденции с садами, общественные здания.
На Васильевском острове
создавался политический центр новой столицы. Проектированием его занимался
Трезини.
Создание городского
ансамбля Петербурга стало кульминацией века перемен в архитектуре России.
Уникальной ее особенностью была открытость системы строительства, ее
способность к самосовершенствованию. Более тридцати лет город не имел
жесткого генерального плана. Главной идеей, которая лежала в основе всех работ,
было создание образа молодой столицы обновленного государства.
Удивительно, что большую
роль в развитии в России нового архитектурного стиля сыграл Петр I, который
не имел строительного образования, а руководствовался лишь своей интуицией и
художественным вкусом. Он много бывал за границей, многое видел. Петр сумел
почерпнуть лучшее в западной культуре и перенести это в новый город.
Сальвадор Дали так сказал об императоре: «По-моему, самым великим художником
России был Петр I, который нарисовал в своем воображении замечательный город
и создал его на огромном холсте природы».
Вид Мариинского дворца, ок.
1847
|
Расцвет барокко
В середине XVIII века
Россия становится одной из самых развитых европейских стран. На этот период приходится
и расцвет стиля барокко. Возводимые дворцы и храмы имели
торжественно-декоративный облик, стены фасадов окрашивались в синие, желтые,
красные и зеленые цвета. Еще одной характерной чертой этого времени стали
архитектурные ансамбли. Императорские и усадебные дворцы создавались в
единстве с садами.
Огромную роль в развитии
барокко в России сыграл итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как
его называли в России, Варфоломей Варфоломеевич. Будущий архитектор родился в
Париже в 1700 году. Свою профессию он унаследовал от отца, архитектора и
скульптора Бартоломео Карло. Дела у старшего Растрелли шли не очень хорошо,
заказов было мало. Поэтому он почти без раздумий принял предложение российского
посла и приехал в Россию. Поначалу Франческо помогал отцу. Первой же его
самостоятельной работой можно считать строительство в Петербурге на
Миллионной улице дворца для молдавского господаря Антиоха Кантемира. С тех
пор Растрелли получал постоянные
заказы. Интерес к его работе уменьшился в 1741 году, когда к власти пришла
Елизавета Петровна. Она не доверяла Растрелли и даже отдала устный приказ не давать никаких
заказов итальянцу. Но поскольку императрица хотела иметь собственные
роскошные дворцы, она все же была вынуждена обратиться к Растрелли. Весной 1744
года Франческо поручили закончить сооружение и внутреннюю отделку Летнего
дворца, а затем продолжить строительство Аничкова дворца. Елизавета Петровна
сразу же оценила талант архитектора и после первых его работ увеличила ему
жалование.
Растрелли отличала
требовательность к себе и к помощникам. Быстрота, четкость и качество
исполнения — это главные критерии, которые волновали талантливого
архитектора. Характер у Франческо был непростой: честолюбивый, эгоистичный,
вспыльчивый. Но несмотря на это, с ним было легко и просто работать. Его
талант, энергия, безграничная фантазия подкупали подчиненных и заставляли
прощать все обиды.
Дворцовая площадь перед
Зимним дворцом
|
Зимний дворец
В 1749 году Елизавета Петровна
издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его
Растрелли. По замыслу и исполнению это одно из самых значительных и цельных
произведений итальянского архитектора. Вершиной же его творчества принято
считать Зимний дворец.
Указ о строительстве
Зимнего дворца был подписан Елизаветой в 1753 году. Над созданием нового
проекта Растрелли пришлось немало потрудиться. Только четвертый по счету
проект понравился императрице. Архитектор потратил много сил и времени,
прежде чем сумел убедить Елизавету возводить не отдельный дворец, а
архитектурный ансамбль, главной частью которого и будет дворец.
Так оно и получилось
Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая который можно,
отдыхать и работать, молиться, смотреть театральные представления и принимать
иностранных послов. Вот что писал о нем сам Растрелли: «Я построил в камне
большой Зимний дворец, который образует длинный прямоугольник о четырех
фасадах… Это здание состоит из трех этажей, кроме погребов. Внутри… имеется посредине
большой двор, который служит главным входом для императрицы… Кроме главного
двора, имеется два других меньших… Число всех комнат в этом дворце
превосходит четыреста шестьдесят… Кроме того, имеется большая церковь с
куполом и алтарем… Со стороны Большой площади построен театр с четырьмя
ярусами лож…».
Ни один дворец того
времени не мог сравниться с Зимним по внушительности и грандиозности. Это
роскошное здание стало символом могущества империи. Работая над дворцом,
Растрелли довел до совершенства композиционные и архитектурные приемы
барокко. Между тем к этому времени барокко стал пользоваться все меньшей
популярностью. Стали сгущаться тучи и над талантливым архитектором. Ему
перестали делать заказы. В 1763 году он был вынужден подать прошение об отставке.
От барокко к классицизму
Великолепный и пышный
стиль барокко просуществовал недолго. Он перестал отвечать изменившимся
эстетическим вкусам. Уже во второй половине XVIII века ему на смену пришел классицизм.
В некоторых странах эти стили долгое время существовали одновременно.
Отличает классицизм строгость и величественность, простота и ясность форм.
Классицизм заимствовал художественные приемы из эпохи античного мира и
итальянского Возрождения.
В декабре 1762 года для
руководства градостроительной деятельностью была учреждена Комиссия о
каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга. Со временем Комиссия стала
заниматься и всем градостроительством в стране. Руководили Комиссией видные
архитекторы: А.А. Квасов, И.Е Старов, И. Лем. За все время работы комиссия
помимо генеральных планов развития двух столиц, разработала проекты застройки
24 городов, среди которых, Астрахань, Новгород, Казань, Тверь, Ярославль,
Кострома, Воронеж. Согласно планам, города должны были иметь четкие границы,
улицы соответствовать геометрически правильной прямоугольной системе.
Застройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы
предписывалось застраивать образцовыми домами, расположенными вплотную друг к
другу. Фасады домов отличались простотой архитектурных решений, оживляли их
лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.
Обычно в городах
возводили дома в один-два этажа, лишь в Петербурге строились
трех-четырехэтажные дома.
В этот период в архитектуре
все заметней стали проявляться черты классицизма. Одним из первых, кто
использовал в России принципы нового архитектурного стиля, был Антонио
Ринальди. Он стал главным архитектором при дворе во время правления Екатерины
II. Он проектировал дворцы, храмы, триумфальные арки, колонны. Антонио
Ринальди работал над строительством Китайского дворца в Ораниенбауме.
Китайский дворец — это единственный памятник рококо в российской архитектуре.
В нем неповторимо соединились черты рококо и зарождающегося классицизма. На
первый взгляд, облик дворца спокоен и прост. Однако при детальном
рассмотрении замечаешь множество декоративных деталей.
Михайловский замок со стороны
набережной Фонтанки
|
Уникальным сооружением
считается Мраморный дворец в Петербурге, к работе над которым Ринальди
приступил в 1768 году. По замыслу архитектора дворец должен был привлекать
внимание не только грандиозными размерами и изящными формами, но и
оригинальностью каменных облицовок. Ринальди особенно любил работать с
мрамором. Он первым в России стал использовать этот материал в столь широких
масштабах.
Еще одна значительная работа Ринальди — Гатчинский дворец —
трехэтажное здание с проходной галереей. Для его строительства архитектор
использовал неброский на первый взгляд камень — светло-серый пудостский
известняк, но он так умело им распорядился, что «суровое и строгое здание,
превратившееся в свою собственную фантасмагорию, в свой мираж, исполнено
непередаваемого очарования…» В годы второй мировой войны дворец был сильно
разрушен, ныне отреставрирован.
Мастер городского ансамбля
Карл Росси родился в
Петербурге в 1775 году. Архитектурное образование получил в мастерской В.Ф.
Бренна. Затем продолжил учебу за
границей, в Италии. Почти сразу по возвращении, увидев набережную
Адмиралтейства в Петербурге, молодой архитектор составил план ее
переустройства. Он предложил перекинуть над каналами и верфями мосты, под
которыми могли свободно проходить корабли, а наверху находилась бы проезжая
часть.
В 1819 Росси начал
работу над проектом дворца, в котором сейчас находится Государственный
Русский музей. Здание выполнено в соответствии с традициями русской классики.
Росси заботился не только о том, чтобы здание удачно вписалось в городской
пейзаж, но и о каждой мелочи интерьера. Все люстры, стулья и даже дверные
ручки спроектированы самим Росси.
Карл Иванович по-новому
спланировал и весь городской квартал, где размещался дворец. Он решил
проложить новую улицу от дворца до Невского проспекта. Росси разработал проекты домов, которые должны были украсить
улицу.
Работа архитектора
получила одобрение, и ему доверили ответственное поручение — подготовить
проект архитектурного оформления Дворцовой площади. Грандиозность проекта
увлекла Карла Ивановича. Он проявил себя настоящим мастером городского
ансамбля и блестяще справился с работой
Еще несколько выдающихся
зданий возведено по проекту Росси, среди них здание Публичной библиотеки,
Александрийский театр. Одна из улиц Петербурга носит имя Росси. Она застроена
одинаковыми домами, спроектированными Карлом Ивановичем.
Росси стал победителем
конкурса по проекту здания Сената. В отличие от остальных архитекторов, он
подошел к проблеме комплексно и предоставил план не только одного здания, но
и всей площади.
Правда, не все в работе зодчего проходило гладко. Росси был человеком
принципиальным и всегда отстаивал свою точку зрения. Превыше всего он дорожил
«честью художника и незапятнанной репутацией». Его отношения с Николаем I и
его окружением были непростыми. В
расцвете творческих сил Росси подал прошение об отставке, сославшись на
болезнь. 25 октября 1832 года его отставка была принята. Так талантливый
архитектор остался не удел. Человеку, вложившему огромный вклад в
строительство Петербурга, сделавшему его одним из самых красивых городов
мира, была назначена небольшая пенсия. По заслугам его труды были оценены
только после смерти.
|