Соборный храм Московской
Руси — Успенский собор — был возведен
итальянским архитектором Аристотелем
Фиораванти. Об этом знают многие. Но мало
кто знает о жизни и творчестве этого
великого инженера и зодчего, которого сами
итальянцы называли «предтечей Леонардо да
Винчи».
Ранним утром 1474 года на площади Святого Петра в Риме
появился необычный человек: одет, хоть и богато, но чудно, не по итальянской
моде, борода — метлой и до пояса. Явно чужеземец. Открыв рот то ли от
удивления, то ли от восхищения, он рассматривал каменные дворцы и храмы. «Красота-то какая, Господи!» — бормотал он себе в бороду.
Но не на экскурсию прибыл он в «вечный город». Чужеземец
искал дом мастера Аристотеля Фиораванти. Первый же встречный проводил его —
Аристотеля в Риме знали все.
Когда дверь отворилась, на пороге предстал уже немолодой
человек, невысокого роста, черноволосый, с благородным и гордым лицом.
— Я ищу мастера Аристотеля Фиораванти, — обратился к нему
гость.
— Фиораванти перед вами, — ответил мастер. — С кем имею
честь говорить?
— Семен Толбузин, — представился гость, — посол великого
князя всея Руси Иоанна Васильевича. Имею до вас дело
великой важности. Приказано мне просить вас ехать в Москву для постройки
храма соборного. Велено также передать грамоту от
царицы Софьи.
— Благодарю вас, — сказал Аристотель. — С царицей Софьей
Палеолог мы знакомы, встречались здесь, в Риме. Я польщен ее вниманием ко
мне.
Прочитав грамоту, мастер не удивился. До этого его звали к
себе венгерский король, византийский император Матвей Корвин, турецкий султан
Мехмед II. И деньги предлагали немалые...
— Какое жалованье будет за эту работу? — спросил он у
московского посла.
— Десять рублей в месяц, — ответил Толбузин.
Аристотель вскинул брови от удивления. В Италии он получал
тысячи флоринов за один заказ.
— За такую сумму, — сказал мастер, — вы во всей Италии не
найдете ни одного охотника.
Толбузин, однако, ничуть не смутился:
— Знаю. Я уже предлагал нескольким мастерам, и все
отказали. Однако увеличить сумму не уполномочен.
— Я подумаю над вашим предложением, — закончил разговор
Аристотель.
На следующий день он пришел к послу московского великого
князя и объявил: «Я согласен».
Кто бы мог подумать, что с этой встречи началась новая
эпоха в истории Москвы? Почему же Аристотель согласился ехать в далекую
Московию за столь ничтожное жалованье?..
Когда в 1415 году в семье Фиораванти, проживавшей в городе
Болонья, родился мальчик, родители назвали его в честь великого
древнегреческого мыслителя и ученого Аристотеля. Возможно, надеялись, что имя
поможет ему сделаться знаменитым.
Мальчику не пришлось выбирать, кем стать. И отец, и дядя, и
дед его были архитекторы. Так что профессию он получил по наследству. С
раннего детства его обучали искусству строительства зданий и крепостей. Он
выказал недюжинные способности. Но особенно увлекся Аристотель строительными
механизмами: сперва улучшал старые, затем начал
изобретать новые. И вскоре добился таких успехов, что к нему, юноше, стали
обращаться за помощью опытные мастера-строители.
Он получал заказы от богатых горожан и властей города. Ему
приходилось подправлять стены старых дворцов, возводить крепости. Италия
славилась прекрасными строителями и инженерами. Но Аристотель удивил всех.
Первыми ахнули его земляки, жители Болоньи, когда Аристотель «выпрямил»
падающую колокольню.
Молва о «новом Архимеде» разнеслась по всей Италии. Его
стали приглашать в другие города спасать готовые рухнуть
сооружения. И Аристотель делал это с блеском. Он продолжал удивлять всех
своими фантастическими идеями и проектами. В одном городе при выпрямлении
колокольни он понял, что не сможет выполнить эту работу — слабый грунт не
выдержит постройку. Другой на его месте отказался бы от этой затеи. Все
понимали, что спасти колокольню невозможно. Аристотель же изобрел механизмы,
при помощи которых передвинул колокольню целиком, не разбирая, на несколько
метров в сторону. Такого мир еще не видывал.
Впоследствии он еще не раз перетаскивал с места на место разные сооружения в
Риме, Ченто, Болонье и других городах.
Для Аристотеля, кажется, не было ничего невозможного —
строительство, ремонт, литье колоколов, пушек и монет, — все успевал он, и
все делал блестяще. Власти Болоньи назначили пожизненное обеспечение
Аристотелю и его семье за огромные заслуги перед городом. Чего еще желать
знаменитому мастеру? И вдруг... началась полоса роковых неудач.
В Венеции рухнула церковь, которую восстанавливал
Аристотель. Власти города обвинили его в недобросовестности. Мастеру не
удалось доказать, что причина — в слабости грунта. Пришлось навсегда покинуть
Венецию.
В 1470 году римский папа Павел II пригласил мастера в Рим.
Предлагался очень выгодный заказ — передвинуть обелиск. Во время аудиенции,
когда Аристотель собирался изложить свой проект, папа внезапно умер. Проект
был отложен, и Аристотель вернулся в Болонью.
Прошло два года, и его вновь вызвали в Рим. Аристотель,
полагая, что получит новый заказ, бросил все дела и поехал. Каково же было
его удивление, когда по прибытии он был арестован. Мастера обвинили в чеканке
фальшивых монет. Началось следствие. До выяснения дела его отпустили, но без
права покинуть Рим. Тут же Аристотель узнал, что власти Болоньи, которые
считали его «удивительным гением, не имеющим себе равного во всем мире»,
сняли с него все привилегии и пожизненное обеспечение. Аристотеля охватило
отчаяние.
В этот трагический момент и появился русский посол Семен
Толбузин. Вот почему вопрос о вознаграждении мало интересовал Аристотеля. В
январе 1475 года шестидесятилетний Аристотель Фиораванти в буквальном смысле
бежит из Италии в Московию строить собор и крепость.
В Москве итальянского мастера ждали с надеждой и
нетерпением. Великий князь Иван III затеял большое строительство: церкви
каменные поставить, Кремль перестроить, чтоб стены повыше да покрепче были.
Успенский собор Московского
Кремля. Интерьер с позднейшей росписью
|
Начали в 1472 году с Успенского собора — главного храма
Москвы и всея Руси. Два года шли работы: ставили фундамент, возводили стены.
И вдруг своды рухнули. Стал великий князь допытываться, почему храм
обрушился. Бояре ответили, что перевелись на Руси мастера, забыли строительное
ремесло. Разве что в Пскове еще можно сыскать
мастеров каменных дел. Призвали в Москву псковских каменщиков. Те осмотрели
развалины, похулили известь: некрепка, мол, не держит кирпич, но сами взяться
за работу отказались. Страшно стало: в случае чего не помилует государь.
Тогда и вспомнила великая княгиня Софья об Аристотеле
Фиораванти, с которым познакомилась в Риме три года назад. Она и предложила
Ивану III пригласить итальянца в Москву. Одно смущало: согласится ли?..
В марте 1475 года знаменитый итальянец прибыл в Москву.
Осмотрел останки храма, сказал:
— У вас не только известь неклеевита,
но и кирпич нетверд. Все на слом.
Мастер тут же приступил к делу. Соорудил механизмы и в несколько дней организовал
разборку неудавшегося храма, чем удивил всю Москву: ай да мастер приехал, два
года строили, а он за неделю разобрал!
Аристотель еще не раз удивлял москвичей. Для кирпича нужна
была новая глина, и он быстро нашел ее близ Андроникова монастыря, где сразу
же был заложен кирпичный завод. Одновременно он обсуждал с великим князем,
какого вида храм строить? Иван III предложил ему съездить во Владимир и
осмотреть тамошний Успенский собор. Не раздумывая, Аристотель отправился в
путь.
Московский Кремль при Иване
III. Художник А.Васнецов. 1921 г.
|
За одно лето он успел побывать во Владимире, Суздале,
Ростове, Ярославле, Вологде, Устюге Великом, Старой
Ладоге, Великом Новгороде, осмотрел лучшие образцы древнерусского зодчества и
срисовал их.
Аристотеля потрясло увиденное.
Таких храмов он еще никогда не встречал. В них поражали не изящество и
роскошь, а скромность и величественность. Твердо стояли они на Русской земле,
словно древние богатыри в шлемах. Во время путешествия по Руси у Аристотеля
вызревает проект будущего храма, который должен вобрать в себя все лучшее,
что создано древнерусскими и византийскими зодчими.
12 мая 1476 года происходит закладка Успенского собора в
Кремле. Материал для строительства подготовили заранее и поэтому храм возвели
по тем временам невероятно быстро. В августе 1479 года строительство было
завершено, и храм торжественно освятили.
Южный портал Успенского собор
московского Кремля. Фрагмент
|
Одновременно Аристотель руководит закладкой фундамента
для стен нового Кремля. Размах работ, затеянных Иваном III, постепенно
начинает пугать мастера, и он просит великого князя вызвать из Италии его
учеников, на которых он полагается.
Вскоре в Москву приехали Пьетро
Антонио Солярио, Марк и Петр Фрязины,
другие итальянские мастера, которые счастливы были работать бок о бок со
своим великим учителем. Солярио Фрязин — Архангельский собор,
закладываются колокольня Ивана Великого, Благовещенский храм...Пьетро
Антонио Солярио, Марк и Петр Фрязины,
другие итальянские мастера, которые счастливы были работать бок о бок со
своим великим учителем. Солярио возводит башни и
стены Кремля, Марк Фрязин — Архангельский собор,
закладываются колокольня Ивана Великого, Благовещенский храм...
Успенский собор московского
Кремля Вид с соборной площади
|
Трудно перечислить, сколько Аристотель сделал полезного для Москвы. Он наладил чеканку монет для
великого князя, создал русскую артиллерию, которой сам командовал в сражениях
за Новгород и Псков.
В короткие сроки был построен Кремль из красного кирпича и
церковный ансамбль. Главная цитадель Москвы и всея Руси приняла тот вид и
границы, которые сохранились до наших дней.
Аристотель Фиораванти не дожил до конца строительства. Мы
не знаем точно, когда он умер и где похоронен, но имя его будут помнить, пока
стоит Московский Кремль и главное творение Аристотеля — Успенский собор...
Андрей АБРАМОВ
|