Антонио
Гауди стал выразителем идей модерна, основанных на почитаемой им готике. В
80-е годы XIX века архитектор создал здания, в которых встречались элементы,
позднее использованные им в строительстве главного сооружения жизни — собора
Святого семейства (Саграда Фамилиа)
в Барселоне. Образцом совершенства Гауди считал куриные яйца. Он был уверен в
их невероятной прочности и потому носил сырые яйца в карманах брюк.
Антонио Гауди родился в
1852 году в испанской провинции Каталония. С 1868 года он жил в Барселоне,
где учился в Провинциальной школе архитектуры. Антонио подметил особенность барселонской готической архитектуры, заключавшейся в
применении строителями поперечного квадратного сечения. Гауди решил
объединить каталонскую традицию с северными мотивами, в основе которых был
треугольник.
В конце XIX века
разрабатывался генеральный план развития Барселоны, в нем пытался участвовать
и Гауди. Особых успехов он не добился, хотя в архитектурной школе за проект
двора Депутатского собрания ему поставили высокую оценку.
Странного молодого
человека одни преподаватели считали гением, другие безумцем. Столь полярные
точки зрения не помешали Гауди в 1877 году защитить диплом.
После окончания школы
Антонио занимался «малыми проектами». Он разработал проект машинного зала,
потолок которого образовывали параболические арки.
В 1883 году Гауди
закончил свою первую крупную работу — проект дома, выполненного для
фабриканта Мануэля Висенса
Монтанера. Его предприятие занималось производством
керамической плитки. С этим материалом, а вернее, с его возможностями и решил
поиграть Гауди при проектировании здания.
Дом Милла
|
На улице Пасео де Грасиа в Барселоне
находится дом Милла — последнее завершенное
творение Гауди. В народе это здание называют «каменоломней». В 1984 году дом
объявили мировым достоянием человечества. Сам Гауди утверждал, что
фантастические формы здания «перекликаются с контурами окружающих Барселону
гор, которые видны с крыши этого дома». Даже печные трубы сделаны здесь в
форме фигур воинов.
Строительство собора Саграда Фамилиа было начато в
1884 году и не закончено по сей день. Собор традиционной готической формы
оказался дополнен модернистскими элементами. Он кажется волшебным замком,
вылепленным из цветной глины. Вертикальные опоры превращаются в причудливые
извивающиеся побеги неведомого растения, а лепные формы, кажется, оживают и
начинают шевелиться.
Собор Саграда
Фамилиа
|
Собор имеет три фасада,
которые символизируют этапы жизни Иисуса Христа: западный — Рождество,
восточный — Страсти и Смерти, южный — Вознесения.
Башни
фасада Рождества — единственные завершенные элементы собора, которые Гауди
успел увидеть до своей смерти. В плане здания — латинский крест, на его
основе Гауди и создал фантастическое сооружение. Над перекрестием возвышается
центральный шатер высотой 170 метров, вокруг него — четыре шатра,
символизирующие четырех евангелистов. Пол собора поднят над общим уровнем на
четыре метра, к храму ведут лестницы, разработке которых архитектор также
уделил особое внимание. На фасаде Рождества вылеплены
более ста видов животных и растений. Именно так — простым воспроизведением
природы и ее элементов — Гауди добился реализма и вместе с тем фантастичности
и иллюзорности собора.
Фасад Рождества
|
Гауди выработал стиль
поведения, который он считал обязательным для зодчего. Он все время проводил
на стройке, по ходу работ внося необходимые изменения в проект. Архитектор
вел скромный образ жизни: у него был всего лишь один костюм, и на улице его
часто принимали за нищего.
В
соборе Саграда Фамилиа
воплотились все достижения творчества Гауди. Зодчий осознавал, что не успеет
завершить задуманное при жизни. Он дневал и ночевал на строительной площадке,
наблюдая, как его смелый замысел воплощается в реальности. Сорок три года
жизни он посвятил своему Собору. Великий архитектор Ле
Корбузье назвал Гауди «конструктором ХХ века».
Смерть
великого мастера была нелепа и трагична — 7 июня 1926 года его задавил
трамвай. Детище каталонского зодчего — собор Саграда
Фамилиа — стало и последним пристанищем Антонио
Гауди — архитектор похоронен в крипте собора.
|