«Мир чудес» – портал для пытливых и любознательных Вторник, 23.04.2024, 16:44
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » По морям и океанам

Первая русская кругосветная экспедиция

Корабли первой русской кругосветной экспедиции

Российское правительство давно готовило кругосветное путешествие, но война с Турцией, а потом со Швецией нарушила все планы. Кругосветную экспедицию возглавил опытный капитан Иван Федорович Крузенштерн. К этому времени он уже успел отличиться в боях, а затем «съесть пуд соли» в британском флоте, куда его направили для прохождения практики. Крузенштерн обучался морскому ремеслу у самых искусных моряков мира, побывал во многих морях и новых колониях. Через шесть лет Крузенштерн вернулся на родину. В начале XIX века он представил императору Павлу I свой план кругосветного плавания. Но проект был рассмотрен только после восшествия на престол Александра I. 7 августа 1802 года Крузенштерн был назначен командиром экспедиции.

 

Иван Федорович Крузенштерн

Иван Федорович Крузенштерн

Кругосветная экспедиция

После долгих поисков старому товарищу Крузен­штерна по Морскому корпусу капитан-лейтенанту Юрию Федоровичу Лисянскому и кораблестроителю Разумову удалось подобрать в Лондоне два подходящих для плавания судна. «Надежда» стала флагманским кораблем под командованием Крузенштерна, капитаном «Невы» назначили Лисянского. Вся команда состояла из добровольцев. 4 августа 1803 года корабли покинули Кронштадтский рейд, отправившись в первое российское кругосветное плавание. Флотилия сделала остановки в Копенгагене и Фалмуте, после чего направилась к Канарским островам. Опытные капитаны удачно использовали попутные ветры. 26 ноября корабли пересекли экватор. Впервые в этих водах оказался корабль под Андреевским флагом.

 

Морской компас с термометром

Морской компас
с термометром

Через «ревущие сороковые»

21 декабря корабли пристали к острову Санта-Катарина. Здесь им пришлось задержаться на пять недель, поскольку грот- и фок-мачты на «Неве» требовали замены. Такая задержка грозила кораблям попаданием в полосу штормов у мыса Горн. Дурная слава о «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах заставляла моряков быть крайне осторожными в этой части океана. Юго-западный ветер 27 фев­раля перерос в шторм. Корабли миновали Магелланов пролив и вышли в Тихий океан. Потеряв из виду «Неву», Крузенштерн двинулся на север для обследования этой части океана. Не обнаружив новых островов, «Надежда» направилась к Маркизским островам. Тем временем Лисянский, ожидая «Надежду», сделал описание острова Пасхи. 20 апреля «Нева» также направилась к Маркизским островам, где российские суда и встретились. На острове Нукагива мореплаватели познакомились с англичанином Робертсом и французом Кабри, которые помогли им в общении с местными племенами. Гавайские острова

После Нукагивы было решено отправиться к Гавайским островам для пополнения запасов провизии. Но на Гавайях туземцы не желали брать в обмен на провизию ничего, кроме сукна, которого на кораблях не было. С этого момента каждый корабль выполнял самостоятельную задачу. «Надежда» направилась к Японии и Камчатке, а «Нева» осталась у гавайской деревни Кеалакеакуа, где моряки рассчитывали добыть продовольствие. 

 

Японцы подплывают к кораблю Крузенштерна

Японцы подплывают к кораблю Крузенштерна

Пребывание в Японии

После пополнения провизии и небольшого отдыха в Петропавловске 30 августа «Надежда» направилась к Японским островам. Изучив пролив Ван-Димена и уточнив вызывавшее споры положение архипелага Лиу-Киу, Крузенштерн провел съемку берега провинции Сацума. После бури, несколько повредившей корабль, моряки бросили якорь в бухте Нагасаки. Одной из задач экспедиции было налаживание контактов с японским правительством, проводившим политику изоляции от остального мира. Но роскошные подарки, переданные Александром I с русским послом, не были приняты. Небольшое пространство, отведенное для прогулок русских моряков, огородили высоким частоколом и тщательно охраняли. Русским судам запретили заходить в японские порты. Однако местный чиновник сообщил, что японский император берет на себя затраты по ремонту судна и оплатит стоимость продовольствия, до­ставленного русским морякам. 17 апреля 1805 года «Надежда» покинула Нагасаки и приступила к гидрографическим исследованиям. Крузенштерн подробно изучил побережье Сахалина, Курильские острова, детально описал заливы Анива и Терпения, уточнил местоположение пролива Цугару

 

Житель острова Нукагива

Житель острова Нукагива

Завершение путешествия

10 мая Крузенштерн сделал короткую остановку на острове Хоккайдо, заселенном айнами — народом, совершенно не похожим на японцев. В своих дневниках Крузенштерн описал их быт и обычаи. Высадив посольскую делегацию в Петропавловске-Камчатском и взяв на борт груз пушнины, корабль направился в Макао, где должен был встретиться с «Невой». В это время пришло письмо от императора о награждении Крузенштерна орденом Святой Анны. Тем временем «Нева» направилась к Аляске. В июле 1804 года судно причалило к острову Кадьяк, где находилось одно из самых старых русских поселений в Америке. Здесь экипаж помог поселенцам освободить захваченную индейцами крепость. Затем путешественники исследовали Чиниат­ский залив и группу близлежащих островов. Составив подробную карту этих мест, 1 сентября 1805 го­да они отправились к китайским берегам для встречи с «Надеждой». 9 февраля 1806 го­да, выгодно сбыв груз пушнины, «Надежда» и «Нева» покинули Макао и 5 марта через Зондский пролив вышли в Индийский океан. В середине апреля у берегов Африки они вновь потеряли друг друга из-за плохой видимости. Но оба судна благополучно завершили кругосветное плавание. «Не­ва», пройдя Ла-Манш, пришла в Кронштадт 5 августа 1806 года.

 

Русский военный корабль XIX в.

Русский военный корабль XIX в.

Итоги экспедиции

Крузенштерн, получив известие о начале войны между Россией и Францией, вошел в Балтийское море, обогнув Англию с севера. В Кронштадт «Надежда» возвратилась 19 августа. Это кругосветное плавание не дало каких-либо крупных географических открытий. Однако русские мореплаватели проделали большую научную работу: были стерты многие «белые пятна» на картах, уточнены береговые линии. На протяжении всего плавания проводились замеры температуры морской воды. Такие исследования проводились впервые в мире. Крузенштерн и Лисянский проложили путь в Мировой океан русским кораблям, открыли для России торговые пути со странами Юго-Восточной Азии.

Категория: По морям и океанам | Добавил: mir_chudes (26.04.2010)
Просмотров: 27053 | Теги: Надежда, мыс Горн, Лисянский, Тихий океан, Хоккайдо, Гавайские острова, Нагасаки, Крузенштерн, нева, Япония | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Здесь
могла
быть
Ваша
реклама






Система Orphus



Форма входа

Статистика


География посетителей

Locations of visitors to this page


Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер Rambler's Top100 HotLinks.Ru in english Cool Text: Logo and Graphics Generator Яндекс.Метрика

CY-PR.com Питерский каталог сайтов Free SEO Tools Каталог Ресурсов Интернет
Top.Mail.Ru


Copyright «Мир чудес» © 2024  При использовании материалов сайта наличие гиперссылки на сайт mir-chudes.my1.ru обязательно
Используются технологии uCoz