Российское
правительство давно готовило кругосветное путешествие, но война с
Турцией, а
потом со Швецией нарушила все планы. Кругосветную экспедицию возглавил
опытный капитан Иван Федорович Крузенштерн. К этому времени он уже
успел
отличиться в боях, а затем «съесть пуд соли» в британском флоте, куда его
направили для
прохождения практики. Крузенштерн обучался морскому ремеслу у самых
искусных
моряков мира, побывал во многих морях и новых колониях. Через шесть
лет
Крузенштерн вернулся на родину. В начале XIX века он представил
императору
Павлу I свой план кругосветного плавания. Но проект был рассмотрен
только
после восшествия на престол Александра I. 7 августа 1802 года Крузенштерн был назначен
командиром экспедиции.
Иван Федорович
Крузенштерн
|
Кругосветная экспедиция
После
долгих поисков старому товарищу Крузенштерна по Морскому корпусу
капитан-лейтенанту Юрию Федоровичу Лисянскому и кораблестроителю Разумову удалось подобрать в Лондоне два
подходящих для
плавания судна. «Надежда» стала флагманским кораблем под командованием
Крузенштерна, капитаном «Невы» назначили Лисянского. Вся команда
состояла из
добровольцев. 4 августа 1803 года корабли покинули Кронштадтский
рейд, отправившись в первое российское кругосветное плавание. Флотилия
сделала остановки в Копенгагене и Фалмуте,
после
чего направилась к Канарским островам. Опытные капитаны удачно
использовали
попутные ветры. 26 ноября корабли пересекли экватор. Впервые в этих
водах
оказался корабль под Андреевским флагом.
Морской компас
с термометром
|
Через «ревущие сороковые»
21 декабря корабли пристали к острову Санта-Катарина.
Здесь им пришлось задержаться на пять недель, поскольку грот-
и фок-мачты на «Неве» требовали замены. Такая задержка грозила
кораблям
попаданием в полосу штормов у мыса Горн. Дурная слава о «ревущих
сороковых» и
«неистовых пятидесятых» широтах заставляла моряков быть крайне
осторожными в
этой части океана. Юго-западный ветер 27 февраля перерос в шторм.
Корабли
миновали Магелланов пролив и вышли в Тихий
океан.
Потеряв из виду «Неву», Крузенштерн двинулся на север для обследования
этой
части океана. Не обнаружив новых островов, «Надежда» направилась к Маркизским островам. Тем временем Лисянский,
ожидая
«Надежду», сделал описание острова Пасхи. 20 апреля «Нева» также
направилась
к Маркизским островам, где российские суда
и
встретились. На острове Нукагива
мореплаватели
познакомились с англичанином Робертсом и
французом Кабри, которые помогли им в
общении с местными племенами.
Гавайские острова
После Нукагивы
было решено
отправиться к Гавайским островам для пополнения запасов провизии. Но
на
Гавайях туземцы не желали брать в обмен на провизию ничего, кроме
сукна,
которого на кораблях не было. С этого момента каждый корабль выполнял
самостоятельную задачу. «Надежда» направилась к Японии и Камчатке, а
«Нева»
осталась у гавайской деревни Кеалакеакуа,
где
моряки рассчитывали добыть продовольствие.
Японцы подплывают
к кораблю Крузенштерна
|
Пребывание в Японии
После пополнения провизии и
небольшого отдыха в Петропавловске
30 августа «Надежда» направилась к Японским островам. Изучив пролив Ван-Димена и уточнив
вызывавшее споры положение архипелага Лиу-Киу,
Крузенштерн провел съемку берега провинции Сацума.
После бури, несколько повредившей корабль, моряки бросили якорь в
бухте
Нагасаки. Одной из задач экспедиции было налаживание контактов с
японским
правительством, проводившим политику изоляции от остального мира. Но
роскошные подарки, переданные Александром I с русским послом, не были
приняты. Небольшое пространство, отведенное для прогулок русских
моряков,
огородили высоким частоколом и тщательно охраняли. Русским судам
запретили
заходить в японские порты. Однако местный чиновник сообщил, что
японский
император берет на себя затраты по ремонту судна и оплатит стоимость
продовольствия, доставленного русским морякам. 17 апреля 1805 года
«Надежда»
покинула Нагасаки и приступила к гидрографическим исследованиям.
Крузенштерн
подробно изучил побережье Сахалина, Курильские острова, детально
описал
заливы Анива и Терпения, уточнил
местоположение
пролива Цугару.
Житель острова Нукагива
|
Завершение путешествия
10
мая Крузенштерн сделал короткую остановку на острове Хоккайдо,
заселенном айнами — народом, совершенно не
похожим на японцев. В
своих дневниках Крузенштерн описал их быт и обычаи. Высадив посольскую
делегацию в Петропавловске-Камчатском и взяв на борт груз пушнины,
корабль
направился в Макао, где должен был встретиться с «Невой». В это время
пришло
письмо от императора о награждении Крузенштерна орденом Святой Анны.
Тем
временем «Нева» направилась к Аляске. В июле 1804 года судно причалило
к
острову Кадьяк, где находилось одно из
самых старых
русских поселений в Америке. Здесь экипаж помог поселенцам освободить
захваченную индейцами крепость. Затем путешественники исследовали Чиниатский залив и группу близлежащих островов.
Составив
подробную карту этих мест, 1 сентября 1805 года они отправились к
китайским
берегам для встречи с «Надеждой». 9 февраля 1806 года, выгодно сбыв
груз
пушнины, «Надежда» и «Нева» покинули Макао и 5 марта через Зондский пролив вышли в Индийский океан. В
середине
апреля у берегов Африки они вновь потеряли друг друга из-за плохой
видимости.
Но оба судна благополучно завершили кругосветное плавание. «Нева»,
пройдя
Ла-Манш, пришла в Кронштадт 5 августа 1806 года.
Русский военный
корабль XIX в.
|
Итоги экспедиции
Крузенштерн, получив известие о
начале войны между Россией
и Францией, вошел в Балтийское море, обогнув Англию с севера. В
Кронштадт
«Надежда» возвратилась 19 августа. Это кругосветное плавание не дало
каких-либо крупных географических открытий. Однако русские
мореплаватели
проделали большую научную работу: были стерты многие «белые пятна» на
картах,
уточнены береговые линии. На протяжении всего плавания проводились
замеры
температуры морской воды. Такие исследования проводились впервые в
мире.
Крузенштерн и Лисянский проложили путь в Мировой океан русским
кораблям,
открыли для России торговые пути со странами Юго-Восточной Азии.
|