«Мир чудес» – портал для пытливых и любознательных Суббота, 20.04.2024, 03:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Катастрофы

«ТИТАНИК». ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС

В начале ХХ века между корабельными компаниями развернулась борьба за пассажиров. Самой оживленной трассой того времени был рейс через Атлантику. Суда курсировали между Европой и Америкой и каждая компания стремилась к тому, чтобы путешествие это было как можно короче, строя все более быстроходные и роскошные корабли. На них плавали как миллионеры, так и простые люди – эмигранты, которые отправлялись в поисках лучшей доли за океан.

Компания «Уайт Стар» считалась одной из самых процветающих. Ведь у нее было два самых больших корабля – «Олимпик» и «Титаник», каждый водоизмещением 45 тысяч тонн. «Олимпик» курсировал с 1911 года и заслужил славу одного из самых комфортабельных кораблей ХХ века. «Титаник», спущенный на воду в апреле, ни в чем не уступал ему. 10 апреля 1912 года он должен был отправиться из английского города Саутгемптона в свое первое плавание к берегам Америки.


Путешествие проходило без всяких происшествий. Океан был спокоен как пруд. «Титаник» шел со скоростью 20 узлов, а владелец «Уайт Стар» Исней, который находился на борту, все время уговаривал капитана Смита увеличить ход еще больше.

– Представьте, о вас напишут в газетах, если мы придем в Нью-Йорк на день раньше! – говорил он.

«Титаник» считался непотопляемым судном. Его огромный железный корпус был разбит на шестнадцать непроницаемых отсеков, разделенных надежными переборками. На испытаниях он плавал с двумя затопленными отсеками, и это ему нисколько не вредило.

Путь лайнера проходил несколько севернее обычного маршрута рейсовых кораблей, и потому была опасность встретиться с плавучими айсбергами, которые медленно дрейфовали на юг из Арктики. Но капитан постоянно получал сводки об айсбергах по радио – на «Титанике» впервые установили это новое изобретение, позволявшее кораблю общаться с берегом.

Вечер 14 апреля не предвещал ничего опасного. Немного похолодало, и пассажиры были вынуждены прогуливаться по палубе в пальто. Остальные просиживали в ресторанах, где занимали время игрой в карты. Пассажиры третьего класса на своей нижней палубе тоже развлекались как могли.

Капитан Смит отправился отдохнуть, оставив на мостике своего первого помощника. Громада айсберга в туманной дымке выплыла прямо по курсу судна, словно из фильма ужасов.

– Лево на борт! Полный назад! – в ужасе скомандовал первый помощник. Но было уже слишком поздно. Даже три мощных машины «Титаника» не смогли остановить его движения вперед. Единственное, что удалось сделать, это немного отвернуть корабль влево. Но это и оказалось роковой ошибкой. Правым бортом «Титаник» налетел на ледяную гору. Айсберг вспорол обшивку судна и медленно проплыл мимо.

Потом утверждали, что в борту корабля была стометровая пробоина, в которую сплошным потоком хлынула вода. Но уже в наше время, когда к «Титанику», покоящемуся на многокилометровой глубине на дне Атлантического океана, спустились российские подводные аппараты «Мир», выяснилось, что повреждения не были столь серьезными. Никакой огромной дыры в обшивке корабля не было. Вся трагедия «Титаника» состояла в том, что айсберг пробил борт в нескольких местах, и затопленными оказались сразу шесть носовых отсеков.

Первый помощник все сделал правильно, приказав взять лево на борт. Но специалисты, внимательно проанализировав ситуацию, сделали вывод, что лучше бы корабль таранил айсберг носом. Прочный корпус «Титаника» наверняка бы выдержал подобное столкновение.


Катастрофа произошла в 23 часа 40 минут. Толчок ощутили все, бывшие на борту, но многие просто не придали ему значения – они и в мыслях не имели, что «Титаник» может затонуть. Однако выбежавший на палубу Исмей сразу понял, что произошло что-что серьезное. Он отдал приказ стюардам раздать пассажирам спасательные жилеты, а сам бросился искать капитана.

– «Титаник» тонет, – сообщил ему капитан Смит. – Только что вернулся корабельный плотник, который обследовал затопленные отсеки. Корабль погружается с креном на нос.

– Сколько у нас времени? – нервно спросил Исмей.

– Максимум два часа.

А вода уже проникала в машинное отделение, в отсек, где хранилась почта. Бригадир Хендрикс тщетно пытался спасти почти 200 тюков с письмами. На нижней палубе воды уже было по щиколотку. Пассажиры третьего класса, догадываясь, что происходит нечто ужасное, стали собирать свои пожитки и бежать к выходу наверх. Не тут-то было. Был отдан приказ спасать прежде всего пассажиров первого класса, и все двери оказались заперты. Матери с детьми на руках умоляли выпустить их, мужчины ругались и затевали драки. Дежурные офицеры с револьверами в руках наводили порядок.

А капитан между тем сообщил ошеломляющую новость – на корабле 18 шлюпок, а всех пассажиров 2207 человек. А это означает, что разместиться в лодках сможет только половина! Еще когда проектировали «Титаник», отказались от необходимого количества шлюпок, полагая, что они будут захламлять палубу, мешая прогуливающимся богатеям. Более того, выяснилось, что на всех не хватит даже спасательных жилетов.

«Титаник» медленно погружался. Его нос все больше и больше уходил под воду. В половине первого капитан Смит отдал радисту Филлипсу приказ передать сигнал бедствия. «Всем, кто нас слышит. Говорит «Титаник». Мы терпим бедствие. Всем, кто нас слышит...» Откликнулся только один корабль – английский пароход «Карпатия». Он на полном ходу направился к месту катастрофы, но ему требовалось пять часов, чтобы добраться до места аварии. А времени почти совсем не осталось...

Шла посадка в шлюпки пассажиров первого класса. Вперед пропускали женщин и детей. Но неразбериха, царившая на борту, приводила к тому, что лодки, которые должны были вмещать по 65 человек, спускали на воду полупустыми. В 45 минут первого первая шлюпка отплыла от гибнущего «Титаника». К этому времени на призыв о помощи откликнулось еще несколько кораблей. Но они были еще дальше, чем «Карпатия».

В машинном отделении стали срываться со своих мест огромные котлы, калеча и убивая оставшихся в трюмах кочегаров. В каютах падали со своих мест шкафы с посудой, столы и стулья. Многие из бедных эмигрантов на нижних палубах даже не пытались спастись. Они сидели в своих каютах, ожидая приближающуюся смерть. Другие, наоборот, пытались прорваться наверх. Началась потасовка между пассажирами и членами экипажа. Несколько человек были застрелены.

На палубе играл оркестр, пытаясь приободрить людей и хоть согреться самим. Нос корабля был уже во власти волн, которые перекатывались через него седыми валами. В 2 часа была спущена последняя шлюпка. Всего на воде находилось 600 человек. На корабле оставалось 1500, среди них много женщин и детей, в основном из третьего класса. Приближалась страшная развязка. Через пятнадцать минут погас свет и все погрузилось в мрачную темноту. «Титаник» почти вертикально стал опускаться в пучину. Одна из дымовых труб его сорвалась и обрушилась в воду на людей, которые в спасательных жилетах бросались в океан. Корма корабля задралась вверх, на ней находилось еще немало пассажиров, пытающихся до последнего удержаться на тонущем корабле. Неожиданно раздался жуткий оглушительный треск – отломился нос и стремительно погрузился в море. Корма еще некоторое время оставалась на плаву, но довольно скоро и она исчезла в океанской бездне.

На месте погружения «Титаника» возник гигантский водоворот, который унес жизни еще многих несчастных. В море оказалось около тысячи человек, большинство из которых не умели плавать и удерживались на поверхности только благодаря спасательным жилетам. Температура воды в тот день была всего 3 градуса. Не каждый, даже закаленный человек способен долго выдерживать такой холод.

Люди пытались доплыть до шлюпок, взывали о помощи, но тщетно – матросы, опасаясь, что пассажиры в панике могут перевернуть лодки, отталкивали их баграми, били по голове веслами. Лишь через некоторое время, когда крики стали стихать, несколько шлюпок решились вернуться. Но это было запоздалое проявление сочувствия. Из ледяной воды удалось спасти лишь тринадцать человек...

Шлюпки покачивались на волнах, казалось, что уже никто не сможет помочь и этим несчастным, как неожиданно в воздух взвилась ракета, затем другая. Это подошла «Карпатия». Ее капитан Ростром с ужасом вглядывался в мертвый океан. Он приказывал пускать ракету за ракетой, все не желая верить, что произошло непоправимое. Но факт оставался фактом – непотопляемый и огромнейший лайнер пошел на дно. Погибли тысяча пятьсот два человека – самая ужасная катастрофа в истории мореплавания.

Увы, так было более семидесяти лет, пока 20 декабря 1987 года пассажирский теплоход «Дона Бас» из Филиппин не столкнулся с танкером «Виктор» близ острова Сариндуке. В тот день погибло около трех тысяч человек...

* * *

После крушения «Титаника» спаслись почти все женщины и дети из кают 1-го и 2-го классов. Больше половины женщин и детей из кают 3-го класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров.

Уцелело 323 мужчины (20% всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75% всех взрослых женщин).

В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своём доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (швед. Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трёх братьев. Выжили её мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами 3-го класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.

Последняя из пассажиров «Титаника», Миллвина Дин, которой на момент гибели лайнера было два с половиной месяца, скончалась 31 мая 2009 года. Её прах был развеян по ветру 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой единственный рейс.

 Невероятное предвидение

Писатель Морган Робертсон в 1898 году написал роман «Тщетность». Речь в нем идет о постройке огромного комфортабельного океанского лайнера под названием «Титан». Он выходит в рейс из Европы в Америку и посередине Атлантического океана сталкивается правым бортом с айсбергом. От полученной пробоины корабль тонет, причем большинство его пассажиров погибает, потому что на борту «Титана» не хватает спасательных шлюпок.

Роман не пользовался особой популярностью, и о нем скоро забыли. Снова вспомнить о «Тщетности» пришлось после гибели «Титаника». Весь мир был потрясен – как удалось настолько точно предугадать будущую катастрофу? Причем пророчество Робертсона не ограничивается общими деталями. Технические характеристики двух кораблей – вымышленного и реального – поразительно совпадают:

 

«Титан»

«Титаник»

трубы

4

4

винты

3

3

длина

260 м

268 м

водоизмещение

70 тыс.т

66 тыс.т

мощность машины

50 тыс. л.с.

55 тыс. л.с.

максимальная скорость

25 узлов

25 узлов

пассажиров

2000

2230

спасательные шлюпки

24

20

водонепроницаемые переборки

19

15

Журналисты немедленно окрестили Робертсона «мрачным гением». Сам же писатель объяснял свою невероятную прозорливость влиянием «астрального единомышленника», который надиктовывал ему текст романа.

ВЕРСИИ

Почему затонул непотопляемый лайнер?

После катастрофы утверждали, что в борту корабля образовалась стометровая пробоина, в которую сплошным потоком хлынула вода. Но уже в наше время, когда к «Титанику» спустились российские подводные аппараты «Мир», выяснилось, что повреждения не столь серьезны. Никакой огромной дыры в обшивке корабля не было. Вся трагедия «Титаника» состояла в том, что айсберг пробил борт в шести местах, при этом общая площадь пробоин не превысила одного квадратного метра. По злой иронии, все шесть отверстий находились в разных отсеках.

Первый помощник капитана Уилл Мэрдок все сделал правильно, приказав взять лево на борт. Но специалисты пришли к выводу, что лучше бы корабль таранил айс­берг носом. Прочный корпус «Титаника» наверняка бы выдержал подобное столкновение. Конечно, носовая часть была бы разрушена на несколько десятков метров, но в таком случае водой заполнялись один-два отсека, и лайнер остался бы на плаву. Правда в такой ситуации мог возникнуть пожар. К тому же подобное решение никогда бы не пришло в голову даже самому безумному моряку.

Инженеры полагают, что штурвал «Титаника» был слишком мал для корабля такого размера и не мог обеспечить ему достаточной маневренности. Кроме этого, машинисты просто не смогли исполнить все приказы, поступившие с мостика. Они и не предполагали, что глубокой ночью корабль начнет совершать такие маневры.


 «Титаник» или «Олимпик»?

Англичанин Робин Гардинер предположил, что на дне Атлантиче­ского океана покоится не «Титаник», а однотипный с ним корабль «Олимпик». В отличие от своего собрата «Олимпик» был не застрахован, но буквально сразу же после спуска на воду дважды попадал в аварии. С целью покрытия расходов, связанных с авариями, компания «Уайт Стар» отправила «Олимпик» на верную смерть – чтобы получить хорошую страховку. На месте предполагаемой гибели корабля будто бы дежурили другие суда компании, которые должны были взять на борт потерпевших кораблекрушение пассажиров, но разногласия между «компаньонами» привели к гибели сотен людей. Впрочем, эту версию отбросили после того, как в 1987 году со дна океана были подняты детали машин с выбитым на них номером – «401». Как объяснили специалисты, это был серийный номер «Титаника», тогда как «Олимпик» имел номер 400.


«Титаник» обнаружен!

«Титаник» был найден 1 сентября 1985 года американцем Робертом Баллардом на глубине 3750 метров. Оказалось, что корпус корабля разломился на три части, которые упали на дно в разных местах. Другие экспедиции подняли со дна океана множество предметов с погибшего лайнера.

Вместе с «Титаником» оказались похоронены бесценные произведения культуры и искусства – картины известных художников, рукопись «Рубаи» Омара Хайяма, египетская мумия времен правления фараона Аменхотепа I. Стоимость сокровищ, оставшихся на «Титанике», превышает 250 миллионов долларов.

Лариса Бурмистрова
Виктор Мороз


Категория: Катастрофы | Добавил: mir_chudes (11.04.2012)
Просмотров: 2909 | Комментарии: 1 | Теги: Америка, Уайт Стар Лайн, Саутгемптон, титаник, ЕВропа, Атлантика, олимпик, Британик, катастрофа, Айсберг | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Здесь
могла
быть
Ваша
реклама






Система Orphus



Форма входа

Статистика


География посетителей

Locations of visitors to this page


Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер Rambler's Top100 HotLinks.Ru in english Cool Text: Logo and Graphics Generator Яндекс.Метрика

CY-PR.com Питерский каталог сайтов Free SEO Tools Каталог Ресурсов Интернет
Top.Mail.Ru


Copyright «Мир чудес» © 2024  При использовании материалов сайта наличие гиперссылки на сайт mir-chudes.my1.ru обязательно
Используются технологии uCoz