Искусство
зародилось очень давно, еще в каменном веке. Долгое время ученые
отказывались
признавать это, считая древних людей отсталыми и ни на что
неспособными,
которые должны были думать только о еде, а не об искусстве.
В начале прошлого
века во Франции впервые были обнаружены гравировка на кости, сделанная
рукой
первобытного человека. Тогда этой находки просто не придали значения.
В 1879 году
археолог М. де Саутуола исследовал
испанскую пещеру
Альтамира. Случайно он заметил на ее
стенах
загадочные рисунки. Это были изображения бизонов и лошадей,
выполненные
кирпично-красной охрой. Так была открыта живопись древних людей.
Правда,
тогда в это эпохальное открытие никто не поверил. Ученые прошлого
столетия
посчитали, что пещерные люди не умели
рисовать. Но последующие открытия убеждали в обратном.
Спустя 20 лет
подобные рисунки были обнаружены в пещерах Франции. Среди них
встречались
рисунки вымерших животных, что доказывало — они принадлежат руке
первобытного
художника.
Главной темой
картин в Альтамире являются бизоны.
Древние люди
охотились на них, употребляя в пищу их мясо. Кожа, кости
и мех бизонов также использовались первобытными охотниками. Росписи
потолка
насчитывают 15 больших рисунков бизонов с другими животными. Картины
на
стенах изображают бизонов, оленей, кабанов. Эти животные показаны
рядом, чего
обычно в природе не бывает.
Какие средства
использовали древние народы, чтобы рисовать на стенах? Краски
получались из
природных материалов подобно охре и цинковым окисям. Животные в Альтамире нарисованы с применением трех цветов —
существенный прогресс в изобразительном искусстве древности. Еще одно
достижение художников, создавших росписи Альтамиры
— в реальности размеров изображенных животных. Многие из животных
нарисованы
на естественных выпуклостях скалы, что придает рисункам объем. В
других
пещерах наскальные рисунки в большинстве случаев делались на плоской
поверхности.
Общая длина Альтамиры — 270
метров, а высота свода колеблется от 2 до
12 метров.
Раскопки,
проведенные в Альтамире в 1902 году,
показали
существование двух очень богатых археологических уровней. Наиболее
глубоко
расположенный и самый старый из них принадлежит людям, жившим в Альтамире более 18 тысяч лет назад.
Выше был найден мадленский
культурный слой, датируемый 14—15 тысяч лет
назад. В нем обнаружили разнообразные рабочие инструменты: иглы,
лопаточки,
клинья, а также гарпуны для ловли рыбы, удивившие изяществом
художественного
оформления.
В пещере есть
небольшая комната длиной не более двух метров, также украшенная
росписи. Археологи теряются в догадках — в каком
качестве использовали эту комнату первобытные обитатели Альтамиры.
Дело в том, что в комнатке очень низкий потолок, и чтобы рассматривать
картины, посетители приходится лечь на спину. Кроме того, здесь может
поместиться не более трех человек. Может, в этой комнате древние люди
поклонялись своим богам?
Однажды Альтамиру посетил и
знаменитый испанский художник Пабло
Пикассо. Осматривая пещерные росписи, он заметил: «Ни один из нас не
мог бы
написать подобное».
В
1977 году Альтамира была закрыта — из-за
наплыва
посетителей картины стали портиться. Точную копию Альтамиры
открыли совсем недавно. Ее соорудили в 200 метрах от настоящей пещеры.
Значение сокровищницы наскальной росписи для Испании столь велико, что
на
открытии искусственной Альтамиры
присутствовал
испанский король Хуан Карлос.
|