Хелен Келлер (1880-1968)
Хе́лен А́дамс Ке́ллер, Э́лен А́дамс Ке́ллер (англ. Helen Adams
Keller; 27 июня 1880 — 1 июня 1968) — слепоглухая американская
писательница, преподавательница и общественный деятель.
Детство
Хелен Келлер родилась 27 июня 1880 в городке Таскамбия, штат Алабама,
США, в имении Айви Грин в семье капитана Артура Келлера и Кэйт Адамс
Келлер. В первые полтора года жизни она была обычным здоровым ребёнком,
пока в возрасте 19 месяцев её не поразила болезнь, которую врачи
определили как «острая закупорка сосудов желудка и головного мозга».
По-видимому, речь шла о скарлатине либо менингите. Болезнь продолжалась
недолго, однако лишила Хелен слуха и зрения. К семи годам она придумала
более 60 различных знаков, чтобы общаться с семьёй.
В 1886 её мать Кэйт Келлер, вдохновленная примером успешного обучения
слепоглухой Лоры Бриджман, который описал Чарльз Диккенс в своих
«Американских записках», отправилась в Балтимор к доктору,
специализировавшемуся на проблемах слепоглухих. Он познакомил её со
знаменитым учёным Александром Беллом, который в то время работал с
глухими детьми. Белл посоветовал родителям Хелен связаться со Школой
Перкинса для слепых в Бостоне, штат Массачусетс, в которой ранее
обучалась Бриджман. Школа выделила для Хелен учителя Энн Салливан,
которой тогда было всего 20 лет, и которая сама страдала расстройством
зрения. Их встреча открыла период совместной работы длиной в 49 лет.
«Сотворившая чудо», – так назвал Анну Салливан известный американский
драматург Уильям Гибсон. А Елена Келлер, которая потом станет
знаменитой писательницей, напишет в одной из своих книг: «Я никогда не
забуду свою учительницу. Она сотворила чудо. У меня отняли слух и
зрение, но я стала говорить с Богом. Он не позволил отнять мою душу».
«Насколько я помню, самым важным днём в моей жизни был день, когда к
нам приехала моя учительница, Анна Салливан. Она прибыла к нам за три
месяца до моего седьмого дня рождения. Никто не мог быть лучше
подготовлен к своему делу, чем она, пережившая тяжёлое детство и
болезнь, почти лишившую её зрения. Ряд операций восстановил его, но в
период лечения и пребывания в институте Перкенса она познакомилась с
методами учителя Лоры Бриджман и знала, как работать с глухонемыми и
слепыми.
Отец возлагал большие надежды на неё, а я с нетерпением ожидала ее
приезда, сидя на большом крыльце нашего дома. Была весна, и солнце
пропитало своими лучами молодые побеги жимолости и винограда. Мои пальцы
задерживались на знакомых мне с раннего детства листочках и цветах. Я
вглядывалась в свой мрак, и душа просила света: "Света! Дайте мне
света!" Послышались шаги. Я протянула руку в надежде поймать мамину, но
кто-то другой взял её, а потом притянул к себе и обнял меня. Я попала в
объятия той, которая открыла мне всё, пробудила мою душу и дух, моё
внутреннее, непреходящее зрение, а главное, полюбила меня».
Салливан потребовала у отца, чтобы девочку изолировали от остальных
членов семьи в маленьком доме в саду. Её первой задачей было внушить
понятие о дисциплине непослушной Хелен. Прорыв в общении с ней случился,
когда Хелен внезапно поняла, что особые прикосновения Энн к её руке,
которые та совершала, обливая её руку холодной водой, означают понятие
«вода». После этого она буквально вымотала Салливан, требуя всё новые и
новые названия для обозначения окружавших её предметов, включая
подаренную ей куклу.
На пути слепой и глухой девочки стояло множество преград, но теперь
они казались преодолимыми. Ей был дан ключ к речи, и девочка горела
желанием пользоваться им. Процесс был медленным, но постепенно она
перешла от простых слогов к строчкам Шекспира, засыпая учительницу
вопросами, но всё ещё понимала только то, к чему могла прикоснуться.
Абстрактные понятия были всё ещё тайной.
«Однажды я впервые спросила учительницу: "Что такое любовь?" Я тогда
ещё не знала многих слов, но это слово я прочитала у Шекспира. Хотя Анна
уже раньше пыталась целовать меня, я не отвечала ей лаской, не понимая
абстрактных понятий. До известного времени я давала только маме целовать
себя. Сорвав в саду несколько ранних фиалок, я принесла их ей. Она
попробовала поцеловать меня, обняла и написала мне в руку: Я люблю
Елену. Я опять спросила её: Что такое любовь? Она вот тут, - сказала
Анна, указав на сердце в моей груди, на биение которого я только тогда
обратила внимание. Её слова озадачили меня. Я ничего не поняла. Понюхав
фиалки в её руке, я спросила полусловами, полужестами: Любовь - это
сладкий запах фиалок?
- Нет, - ответила она. Я снова задумалась. Жаркое солнце светило над нами.
- Не это ли любовь? - спросила я, указывая рукой в сторону солнца.
Мне казалось, что нет ничего прекраснее солнца, тепло и свет которого
заставляли всё расти. Я держала руку на шее учительницы и
почувствовала, как она покачала отрицательно головой, и мне стало
обидно, что она не смогла показать мне любовь.
Прошло два дня, и мы снова сидели в саду. В тот день я нанизывала на
нитку бусы: две большие, три маленькие, и всё время ошибалась. Поймав
себя на ошибке, я пыталась исправить её. Учительница прикоснулась к моей
голове и написала в руку: "Думай". Как молния, мелькнула в моей голове
мысль о том, что процесс, который происходит в голове, называется
"думать". Это было первым сознанием абстрактной идеи.
Я притихла и долго не могла нанизывать бусы, и всё думала о слове
"любовь". Вдруг из-за туч прорвалось солнце. В тот день время от времени
накрапывал дождь. Я снова спросила учительницу: "Это любовь?" Она
ответила: "Любовь - это как облака, которые скрывали солнце. Ты не
можешь их трогать, но когда из них идёт дождь, ты знаешь об этом и
знаешь также, что ему рады растения и иссохшая от жары земля. Любовь
тоже нельзя трогать, но ты можешь чувствовать сладость, которую она
разливает на всё. Без любви ты не была бы счастливой и не хотела бы
играть". Эта прекрасная истина ворвалась в мой ум. Я поняла, что между
моим духом и духом других людей протянуты невидимые нити».
В 1890, когда Хелен Келлер исполнилось 10 лет, ей рассказали историю о
слепоглухой девочке из Норвегии Рагнильде Каата (Ragnhild Kaata),
которая смогла научиться говорить. Вдохновлённая её примером, под
руководством Салливан Хелен научилась осмысленно думать и говорить по
методу Тадомы: прикасаясь к губам говорящего человека, она ощущала их
вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони. Хелен
также научилась читать по-английски, по-французски, по-немецки,
по-гречески и по-латыни по методу Брайля.
Образование
В 1888 Хелен начала посещать занятия в Школе Перкинса для слепых. В
1894 Хелен и Энн переехали в Нью-Йорк, где стали посещать Школу
Райта-Хьюмасона для глухих.
В 1898 они вернулись в Массачусетс, где Хелен поступила в Кембриджскую
школу для девушек и вскоре в 1900 получила разрешение на поступление в
Колледж Рэдклифф.
Четырьмя годами раньше, в мае 1896 года, Марк Твен и Генри Роджерс, бизнесмен и филантроп, увидели
шестнадцатилетнюю Келлер впервые в Нью-Йорке, в доме писателя-редактора
Лоуренса Хуттена. В 1900 году Марк Твен, поклонник способностей и
одаренности Хелен, обратился в письме к супруге своего друга Эмиль
Роджерс. Твен отозвался о Хелен как об «удивительном ребенке» и выразил
надежду, что ей не придется оставить учебу вследствие бедности. Он
призвал Эмиль поговорить с Роджерсом, напомнить ему о том первом
впечатлении, которое Хелен произвела на обоих четыре года назад и также
поговорить с остальными главами «Стандард Оил» (Роджерс являлся
совладельцем, вице-президентом и председателем исполнительного комитета
компании) о том, что можно сделать для достойной награды мисс Келлер.
Генри Роджерс отреагировал очень щедро. Он и его жена осуществили высшее
образование для Хелен в Рэдклиффе. Они даже поддерживали Хелен, многие
годы спустя, помесячной стипендией. То, что Хелен была благодарна,
очевидно из посвящения её книги, «Мир, в котором я живу», в словах
«Генри Роджерсу, моему Дорогому Другу Многих Лет». На вкладыше личной
копии самих Роджерсов она написала «Миссис Роджерс, лучшее из мира, в
котором я живу есть доброта друзей как Вы и Мистер Роджерс». To Mrs
Rogers..
Что у нас остается, если отнять видимое? Предметы, узнаваемые на
ощупь и по запаху, вода по её прохладному течению, цветы по их аромату.
Елена узнавала настроения людей по прикосновению к их лицам, и это не
менее чудесно, чем способность видеть. Она могла думать, сравнивать,
воображать, помнить, чувствовать. В восемь лет девочка вместе со своей
учительницей уже изучает французский, немецкий, латынь, греческий языки,
в девять - читает книги по астрономии, в 11 лет заботится о
слепоглухонемом пятилетнем мальчике Томми Стринджере, организует фонд и
собирает деньги на его обучение, пишет деловые письма. В 13 - начинает
на латыни читать "Галльскую войну" Цезаря, участвует в создании
публичной библиотеки в своем городе. В 17 лет успешно сдает
вступительные экзамены в колледж Рэдклифф, по окончании которого в 1904
году в возрасте 24 лет получила степень бакалавра искусств. Хелен с
отличием (cum laude) окончила Рэдклифф, став первым слепоглухим
человеком, получившим высшее образование.
Сначала Елена видела и слышала "посредством глаз и ушей" своей
учительницы, потом - благодаря самостоятельному чтению, привычке думать и
улавливать тончайшие вибрации мира. Она очень много читала, но из всех
прочитанных книг, больше всего полюбила Библию: «Кажется странным, что
когда-то мой дух был глух к её чудесным гармониям. Бывало, я засыпала
под чтение её историй, но когда пробудился мой дух, я начала читать её с
невыразимым наслаждением. В течение многих лет я читала её с
нарастающим чувством радости и вдохновения. Библия всегда давала мне
глубокое, успокаивающее чувство и сознание того, что видимое - временно,
а невидимое - вечно".
Как большая японская собака стала американской акитой
В июле 1937 Хелен Келлер посетила префектуру Акита для того, чтобы
узнать о Хатико — знаменитой собаке породы акита-ину, или большая
японская собака, умершей в 1935. Она сообщила местным жителям, что
хотела бы завести собаку этой породы. Через месяц ей подарили собаку по
кличке Камикадзэ-го. Собака вскоре умерла от чумки, после чего в июле
1939 японское правительство подарило Хелен её старшего брата —
Кэндзан-го.
Считается, что именно Келлер познакомила Америку с акита-ину через
Камикадзэ-го и Кэндзан-го. В 1938 был утверждён стандарт породы (breed
standard), и проведены несколько выставок акита-ину, прервавшихся с
началом Второй мировой войны.
В «Дневнике Акиты» Келлер написала: «Если существовал когда-либо
ангел в шкуре, то это был Камикадзэ. Я знаю, что никогда не буду
испытывать такую же нежность к никакому другому питомцу. Этот акита
обладал всеми качествами, которые привлекают меня: кротость,
общительность и надёжность».
Сейчас эта порода также известна под названием «американская акита».
Творчество и Общественная деятельность
Некоторые источники указывают на то, что Келлер не могла писать
самостоятельно, но она является автором семи (!) книг. Одна из них —
автобиографическая повесть "История моей жизни" ("Story of my life"), в
2003 году издана на русском языке.
Другие источники утверждают, что свои книги она писала сама, освоив
пять видов рельефной печати и книг написано более десяти: "История моей
жизни" "Мой мир", "Оптимизм", "Дневник", "Учительница Анна Салливан -
Мейси" и др. Ее книга "Моя религия" переведена на многие языки…
Бесспорно одно - Елена Келлер стала талантливой писательницей. С помощью
шрифта Брайля, а потом и машинки с тем же шрифтом, Елена Келлер смогла
выражать, свои чувства, мнения и наблюдения над миром, который поражался
её достижениям.
Она была другом Марка Твена и Александра Грэма Белла. Встречалась с
Чарли Чаплином, Бернардом Шоу, Эвелин Сид, "слушала" пальцами скрипку
великого Яши Хейфеца, а Шаляпин пел для нее, прижимая к своей могучей
груди. Она говорила с королями и королевами Европы и четырьмя
президентами Америки, но никогда не теряла связи с теми, чьё
благосостояние и его улучшение считала своим призванием и целью жизни:
служение глухим и слепым. В 1933 году, в возрасте 53-х лет, Елена
впервые сама, произнесла речь перед аудиторией.
Делом ее жизни стала работа в Национальном комитете по предотвращению
слепоты. Она ездила по стране с публичными выступлениями, поднимая
проблемы физически неполноценных людей. Писала статьи, принимала участие
в митингах, посещала школы Англии, Франции, Германии, Италии - стараясь
привлечь внимание общества к людям с особыми потребностями.
Она впадала в отчаяние и снова боролась, пытаясь спасти человеческие
души из заточения слепоты и глухоты. 44 года проработала она в
Американском фонде для слепых: участвовала в организации специального
отдела для слепоглухонемых. Выступала в Конгрессе США с поддержкой
проекта о создании национальной системы библиотечного обслуживания для
слепых под патронажем Библиотеки Конгресса. Этот проект стал законом в
1931 году.
Она принимала активное участие в кампании за принятие закона о
пенсионном обеспечении слепых, глухих и умственно отсталых (такой закон
был принят в 1963 году). Научная и публицистическая деятельность Е.
Келлер продолжалась 65 лет.
Последние годы
Многие бытовые детали, которые мы находим в книгах Елены Келлер, -
как будто из другого мира. Вот она, еще девочка, на Всемирной выставке, и
ей дают прикоснуться ко всем экспонатам, даже подержать в руках
бриллиант стоимостью 100 000 долларов. В Бостонском музее искусств она
может потрогать все статуи, она слушает игру выдающихся музыкантов,
касаясь их инструментов, ей к сроку на заказ печатают выпуклым шрифтом
нужные для учебы в колледже книги. При ее жизни на Бродвее шли спектакли
о ней. О Елене Келлер был снят документальный фильм "Несдавшаяся",
получивший высшую американскую награду - "Оскар". Драматург У. Гибсон
свою знаменитую пьесу "Сотворившая чудо" посвятил Е. Келлер и ее
наставнице А. Салливан. Всемирно известен фонд носящий ее имя. Во многом
благодаря ей, неслышащие и незрячие перестали быть изгоями общества.
Через много лет после их знакомства Марк Твен сказал, что в 19 веке
было два по-настоящему великих человека — Наполеон и Елена Келлер.
Прожив долгую и полезную жизнь, эта уникальная женщина, скончалась во
сне 1 июня 1968 года, за 26 дней до своего 88-летия, завещав все свое
состояние - на улучшение жизни слепоглухонемых людей. Панихида по ней
прошла в вашингтонском Национальном Соборе. Урна с ее прахом установлена
в стене собора, там же, где покоится прах ее учителей Энн Салливан и
Полли Томпсон.
Награды
14 Сентября 1964 Президент США Линдон Джонсон наградил Хелен Келлер
Президентской Медалью Свободы, одной из двух наивысших гражданских
наград США.
Послесловие
В 2003 году в США была выпущена монета достоинством 25 центов, на
одной стороне которой вычеканен профиль первого президента страны
Джорджа Вашингтона, а на другой — хрупкая женщина, сидящая в кресле. Ее
имя — Хелен Келлер. Она не занимала государственных постов, не получала
Нобелевскую премию, но стала национальным героем и гордостью
американского народа, символом мужества и стойкости
О Хелен Келлер знает весь мир. Одарённая по природе энергичным,
игривым и жизнерадостным характером и сильным желанием выражать и
передавать мысли, она вышла навстречу жизни, чтобы усвоить её уроки.
Никто не может вспоминать о ней без чувства восторга и благодарности
Богу. Вслушайтесь в ее слова:
«Я благодарю Бога за мои физические недостатки, они помогли мне найти
себя, мой труд и моего Бога… За три вещи я благодарна Богу каждый день:
за то, что Он благоволил даровать мне познание дел Его рук, глубоко
благодарна за то, что в моей тьме Он зажёг во мне светильник веры, и
глубочайше благодарна за то, что Он даровал мне иную жизнь, на которую я
могу смотреть с надеждой вперёд - жизнь радостную, со светом, цветами и
небесной песней».
По материалам Интернет-изданий 08.10.2009
Штат Алабама обновляет свое "скульптурное представительство" в здании
американского Конгресса, сообщает Associated Press. В среду, 7 октября, в
Капитолии будет открыта для обозрения бронзовая статуя Хелен Адамс
Келлер - слепоглухой писательницы и общественного деятеля.
Скульптура, посвященная Келлер, изображает будущую писательницу в
возрасте 7 лет в момент, когда на одну ее руку льется вода, а
учительница пишет слово "вода" на другой. Таким образом представлена
ситуация, в которой девочка, в младенчестве лишившаяся зрения и слуха,
познала "тайну языка".
В коллекции скульптур Конгресса каждый американский штат представлен
двумя статуями: по инициативе губернатора Боба Райли (Bob Riley) Келлер
сменит Джейбза Карри (Jabez Curry) - жившего в 19-м веке политика,
офицера армии конфедератов, юриста и борца за бесплатное школьное
образование. Статуя Карри будет перемещена в Сэмфордский университет в
Бирмингеме.
Лента.РУ
Некоторые высказывания Хелен Келлер:
"У
меня отняли глаза — я вспомнила про рай Милтона. У меня отняли мои
уши — пришел Бетховен и вытер мои слезы. У меня отняли мой язык — но я
стала говорить с Богом, когда была молодой. Он не позволил отнять мою
душу — владея ей, я владею всем".
"Я,
будучи незрячей, могу дать один совет тем, кто видит этот чудесный мир.
Я могу дать одно предостережение тем, кто не использует дар Божий —
свое зрение — полностью . Употребляйте
свои глаза так, как будто завтра вы окажетесь слепыми. Это можно
применить и к другим внешним чувствам. Слушайте музыку голосов, пение
птичек, могучие звуки органа, слушайте так, как будто завтра вы станете
глухими.
Вдыхайте
ароматы цветов, ешьте каждый кусочек пищи так, как будто завтра вы уже
не сможете ни вдыхать ароматы цветов, ни вкушать пишу" .
"Человек увеличивает свое счастье в такой мере, в какой он доставляет его другим".
" Только
сокровища ума и духа имеют действительную ценность. Ими можно делиться,
ничего не теряя. Они даже умножаются, когда ими делятся. Чтобы
приобрести такое богатство, надо много трудиться ".
"Не тот силен, кто поддается гневу, а тот, кто обладает кротостью и мягкостью".
" Кто больше понимает, тот больше прощает ".
" Недоверчивый очень часто обманывается своей недоверчивостью ".
" Многие
люди просят у Бога спокойной и обеспеченной жизни, но такая жизнь не
поднимает человека духовно, а тянет его вниз. Просите у Бога не труда,
равного Вашим силам, а просите силы, соответствующей Вашему труду. Тогда
исполнение Вашего труда будет чудом, и Вы сами окажетесь чудом ".
Источник: http://preodolenie.cozeta.ru/story/1164 |