Иллюзионисты ведут себя по-разному. Одни открыто заявляют, что все их трюки — результат упорных тренировок и многих лет тяжелого труда и при большом желании таких успехов может достичь любой. Тем не менее, после таких откровений их выступления по-прежнему привлекают внимание зрителей. Даже зная, что все трюки — розыгрыш, люди приходят насладиться обманом: ведь повторить увиденное на сцене способен далеко не каждый. Некоторые иллюзионисты приписывают свои способности действию сверхъестественных сил. Позднее часть их была уличена во лжи, секреты других так и остались загадкой. Юрий Горный против Юлия Цезаря Способности, которые демонстрирует со сцены Юрий Горный, выглядят уникальными. Кажется, что этот человек может всё. Он запоминает имена и отчества 15 человек, вызванных на сцену, угадывает, какой город, число и выдающуюся личность они задумали. С завязанными глазами Горный называет предметы, которые ему подносят, поражает мишени. Юрий превзошел даже самого Цезаря, который мог делать несколько дел одновременно. Горный левой рукой играет на пианино, правой что-то записывает, читает стихи, запоминает 30 цифр и возводит двузначное число в степень — всё это он делает в течение одной минуты. Кто бы мог подумать, что Горный добьется таких успехов. В школе он учился очень плохо, хорошие оценки у него были только по физкультуре. Своим успехами Юрий Горный обязан только самому себе. Парапсихологи скептически относятся к способностям Юрия, считая, что всё это хорошо отработанные эстрадные трюки.
Цирковой фокус с «бездонным» сосудом |
«Здесь угадывают!» Некоторые любители легкой наживы обманывали людей, не прилагая к этому особых усилий. Особенно «преуспел» отставной военный Григорьев, которого даже прозвали русским Калиостро. Так, во время ярмарки на одном из балаганов появилась надпись «Здесь угадывают!». От посетителей не было отбоя. Внутри же наивным предлагали опустить палец в жидкость, понюхать и угадать запах. «Здесь же помои», — возмущался посетитель. «Угадали», — ухмылялся Григорьев. Обманутым было стыдно, что они так легко попались на розыгрыш, и они уходили.
Один из номеров Эмиля Кио |
|
Династия иллюзионистов Основоположником знаменитой династии является Эмиль Теодорович Кио, ученик иллюзиониста Станислава Янушевского, известного под псевдонимом Бен-Али. Профессиональную подготовку Эмиль прошел в Польше, потом в «адской школе» в Берлине. Особенно эффективным стал его номер «Летающая дама». Кио укладывал женщину в горизонтальное положение, а затем с помощью магических заклинаний поднимал ее в воздух. После этого он обводил ее металлическим обручем, показывая, что никакой невидимой нити не существует. Другой его известный трюк — «Индийский канат». Семейные секреты хорошо усвоили сыновья Кио — Эмиль и Игорь. Каждый из них внес в семейную копилку трюки собственного изобретения.
Дэвид Копперфильд |
Летающий маг Дэвид Копперфильд Дэвида Копперфильда считают выдающимся иллюзионистом современности. Его трюки получили признание во многих странах мира. Кажется, на сцене он умеет практически всё: летает, проходит сквозь стену, делает предметы невидимыми. Сам Копперфильд рассказывает, что сначала он видит все свои трюки во сне. Он вскакивает среди ночи и записывает их, стремясь не упустить ни единой детали. «Фокус сначала кажется невероятным и необъяснимым, — рассказывает Копперфильд. — После я приступаю к его исследованию, признавневероятное возможным». Дэвид собрал огромную коллекцию антикварных предметов магии, книг и рукописей, которые использует при подготовке своих номеров. Непревзойденным трюком Копперфильда считаются полеты. Чтобы научиться летать, Дэвиду потребовалось шесть лет. Есть версия, что Копперфильд получил старинный секрет левитации. Оппоненты Копперфильда утверждают, что Дэвид летает при помощи огромного магнита, установленного над сценой, или магнитной кольчуги и гигантской сверхпроводимой чаши под сценой. По мнению других, Копперфильд летает на невидимом тросе, который специально для него разработал американский ученый доктор Корк. Секреты его мастерства для современников остаются загадкой.
Афиша выступлений Гудини |
Гарри Гудини «Величайшим иллюзионистом всех времен и народов», королем магов и даже «повелителем духов» называли современники Гарри Гудини. Романист Э.Доктороу так описывает его умение: «Гудини был гвоздем всех водевильных программ. По всему миру его заключали вразного рода путы и узилища, но он убегал отовсюду. Привязан веревкой к столу. Убежал.Прикован цепью к лестнице. Убежал. Заключен в наручники и кандалы, завязан в смирительную рубашку, заперт в шкаф. Убежал. Он убегал из подвалов банков, заколоченных бочек, зашитых почтовых мешков, из гигантского футбольного мяча, из гальванического котла, из письменного бюро...». Гарри вскрывал самые сложные сейфы. Его слава была настолько великой, что в среде американцев даже появилось слово «гудинайз», что означало умение выбраться из трудного положения. Все освобождения Гудини выглядели таинственно, так как он никогда не взламывал своих оков.
Помощники проверяют, надежно ли связан Гудини |
|
Мальчик, пожелавший стать величайшим магом в истории Настоящее имя Гарри Гудини — Эрих Вейс. Он родился 6 апреля 1874 года в американском городке Аплтон. С раннего детства он был необыкновенно любопытным и любознательным, самостоятельно исследовал механизмы и аппараты. К удивлению родителей, таскал из запертого буфета сладости. Он самостоятельно освоил множество фокусов с картами, монетами, лентами. Большой интерес вызывали у мальчика представления заезжих циркачей. Он пробирался поближе к сцене и наблюдал за иллюзионистами, а потом дома пытался повторить увиденное. Когда Вейсу было 9 лет, состоялось его первое самостоятельное выступление в цирке. Несмотря на то что представленные им фокусы очень понравились хозяину цирка, контракта он не предложил. Тогда мальчик понял, что для достижения цели ему нужно работать и работать. Через два года после этого Эрих бросил школу. В своем деле ему не терпелось добиться совершенства. Чтобы лучше изучить устройство замков, он нанялся в слесарную мастерскую. Из кусочка проволоки он смастерил отмычку, открывавшую любые замки. В то же время он не забывал и о других фокусах. Много времени Эрих уделял физической тренировке, развивал гибкость суставов, вырабатывал выносливость. Когда Вейсу было 16 лет, на глаза ему попалась книга «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим». Книга настолько увлекла юношу, что в качестве псевдонима он взял фамилию Гудина, переиначив ее на итальянский манер.
Гудини в кандалах |
Погоня за славой Слава пришла к Гудини не сразу. Он выступал по 20 раз в день. Вначале придумывал новые фокусы, но заработанных средств хватало лишь на то, чтобы сводить концы с концами. Тогда Гудини понял, что необходима сенсация. Он завел дружбу с начальником тюрьмы, и пока навещал его, тщательно изучал устройство камер и замков. Как-то Гудини собрал журналистов и предложил на их глазах выйти из запертой тюремной камеры. Начальник тюрьмы рассказал о своем знакомстве с Гудини, и журналисты решили, что иллюзионист ловко провел их, заранее запасшись слепками с ключей. Гудини удалось убедить журналистов повторить эксперимент. А чтобы исключить обман, он согласился быть запертым в камере голым и с гипсовой повязкой на рту. На сей раз всё удалось — его ждал триумф. Впоследствии Гудини освобождался из многих главных тюрем не только США, но и Европы. В 1903 году он «убежал» из московской Бутырской тюрьмы. Эксперты предполагают, что Гудини в совершенстве знал конструкции различных замков и имел миниатюрные отмычки, которые искусно прятал на теле.
Гудини после освобождения от оков |
Секреты Гудини Многие современники считали, что Гарри Гудини обладает паранормальнымиспособностями и, возможно, связан с нечистой силой. Сам же Гудини напрочьотвергал подобные обвинения, а секрет своих трюков объяснял следующим образом: «Во всех случаях главное для меня — победить страх. Неважно, раздевают ли меня донага и заковывают в кандалы, помещают ли в надежно запертый ящик и бросают в воду или заживо хоронят в могиле, я должен сохранять абсолютное спокойствие и самообладание. При этом мне приходится работать буквально молниеносно и с величайшей точностью. Если я хоть на секунду поддамся панике, то погибну». Жене и друзьям Гудини рассказывал, что при исполнении своих трюков дважды оказывался в критических ситуациях, выбраться из которых ему помогло лишь присутствие духа.
Один из трюков по освобождению, демонстрируемый Гудини |
|
«Последний трюк Гудини» В 1926 году Гарри Гудини готовился к новому трюку. Он хотел дать вморозить себя в глыбу льда и освободиться из нее без посторонней помощи. Но осуществить свой фокус ему не удалось. Во время одного из гастрольных представлений к нему подошли трое студентов, желавших убедиться в сверхчеловеческих способностях иллюзиониста. Один из них набросился на Гудини и нанес ему несколько ударов кулаком в живот. Гарри жестом остановил студента, однако после этого он почувствовал себя плохо. Он провел все представления, хотя в перерывах лежал на кушетке пластом. Только после окончания гастролей он попал в больницу. Диагноз врачей прозвучал как смертный приговор: гангренозный аппендикс и острый перитонит. Доктора предполагали, что Гудини протянет не больше 12 часов. Но великий маг не спешил расставаться с жизнью и вопреки прогнозам прожил еще 7 суток. Он оставил завещание, в котором якобы сообщал секреты своих трюков, приказав открыть их в день своего столетия. Однако 6 апреля 1974 года никакого завещания не было обнаружено. Газетчики назвали это «последним трюком Гудини». Как и Гудини, свою связь со сверхъестественными силами отрицал и иллюзионист Джеймс Рэнди. Он утверждал, что у любого трюка есть разумное объяснение, не существует ничего паранормального. В доказательство своих слов он ловко копировал однажды увиденные фокусы.
|