«Зарыт тот клад в змеиной
пещере в трех котлах: в
одном золото, в другом серебро, в третьем — каменья самоцветные
блестят
весенним днем. Заперт клад двенадцатью железными дверями, ключи
брошены в
океан-море. По стенам пещеры развешаны разбойничьи топоры да бердыши —
сами
секут, сами рубят. Сторожат клад злые бесы — не пропускают ни конного,
ни
пешего. Заросла пещера (с кладом) зеленой муравой, полем чистым. Много
было
охотников на богатство — много было голов положено за этот клад, а до
заветной головы все еще не досчитались. Достал один мужик серебряные
рубли —
и что же вышло? Жил богато, да недолго: рубли обратились в черепки,
семья вся
извелась, старик наложил на себя руки...»
Степан Разин
|
Встарь, как известно,
некуда было прятать или сдавать сокровища. Вот и избирали люди для
тайников
родимое пепелище, угол избы, заветное дерево... А времена были опасные
— то
разбойники, то бродяги, то междоусобицы.
Разбойники нередко
пытали богатых людей огнем. Потому обладатели кладов хоронили их как
можно
надежнее, часто с зароком, с завещанием на имя какого-нибудь человека.
Считалось, что
"заклятые" клады делают и разбойники, зарывая награбленное. Взять
такой клад непросто. Старики рассказывают: докопаются искатели до
клада — вот
оно, богатство, только руку протяни — как вдруг буря с вихрем и
свистом или
тройка мчится прямо на копателей — вот и нет уже сокровищ.
В преданиях встречаются
клады, положенные на определенное количество голов. Например, на сто.
Принесет этот клад ста человекам смерть, а сто первый возьмет его без
всяких
препятствий.
Рассказывают, что клады
показываются по ночам в виде светлых огоньков над тем местом, где клад
зарыт.
В ночное время, по словам старожилов, клад можно увидеть в виде свечи,
горящей над иконом. Нужно ударить по той
вещи и
сказать: "Аминь, аминь, рассыпься". И будто клад покажется в виде
сундука с разными драгоценностями.
По легендам, когда
берешь клад, нужно соблюдать предосторожности, ибо клады охраняют
черти и
другая нечистая сила, они кричат: "Бей, жги, режь!" Тот, кто берет
клад, не должен оглядываться, чтобы ни случилось. Существуют и
заговоры,
разрушающие заклятие. Для этого непременно нужно отыскать разрыв-траву
и
произнести заговор. Вот тогда можно спокойно брать клад.
Степан Разин. Художник
В. Суриков
|
Много преданий и легенд
сохранилось о Степане Разине. В них он и
богатырь, и
чародей.
Совсем мальчишкой попал
Стенька в шайку к разбойнику Уракову. Был
он
кашеваром на корабле. Да не заладил пятнадцатилетний мальчишка с
атаманом.
Идет как-то купеческое судно, приготовился Ураков
захватить его. А молодой кашевар кричит:
— Не тронь, бедно оно!
Тот и пропустил.
Показалось из-за острова другое судно, а Стенька опять:
— Брось, не стоит,
бедно!
Атаман и это судно
пропустил, но жутко рассердился на Стеньку.
— Молодой еще мной
командовать! — выпалил он и нажал на курок пистолета.
А Стенька даже не
пошатнулся. Вытащил пулю и подает ее назад Уракову.
— Возьми, — говорит, —
может, в другой раз пригодится.
Ураков в ужасе упал на землю, а кашевар тут же
пристрелил
его из незаряженного пистолета. И сам стал атаманом. Пошел Разин
вольничать
да разбойничать. Все ему нипочем. Грабил без разбора и царские
суда, и купеческие. Никого не боялся. Говорят, была у него, кроме
людской, и
другая — нечистая сила. Еще в детстве он себя нечистому продал. Не
боялся ни
пули, ни железа, в огне не горел и в воде не тонул. Бывало, плывет по
Волге в
кошме, а потом в воздух в ней поднимется и летит. Его в острог
посадят, на несколько замков закроют. А он
возьмет уголь, нарисует
на столе лодку, попросит у стражника воды испить. Плеснет воды на свой
рисунок, вмиг тут река окажется, и Разин по ней в лодке плывет.
Кликнет
товарищей, и вот уж он на Волге.
Всех грабил Степан. Даже
монастыри не щадил. Лишь однажды остановила разбойника Казанская Божья
Матерь. Подошел он к Усть-Медведицкому
монастырю и
стал требовать откуп.
— Не дадите откупа —
разорю, и вас всех перебью, — угрожал он.
Попросили монахи Стеньку
подождать до утра. Осадила шайка монастырь и осталась на ночлег.
Костры
развели да спать улеглись. А во сне явилась к Степану женщина чудной
красоты
и сказала: "Отойди от этого места".
Наутро отправился Разин
в монастырь.
— Покажите мне все
иконы, — требует.
Показали, да все не то.
Наконец, сыскали одну греческого письма.
— Она, — узнал Стенька
свое видение, — она приходила ко мне во сне. Так и быть, пощажу ваш
монастырь.
Помолился Разин
владычице, наградил монастырь и ушел с миром.
А после этого снова Бога
забыл и грабил пуще прежнего. Скольких
людей
погубил, мучил их всячески. А в Астрахани даже архиерея
с колокольни сбросил. Прокляли Степана Разина во всех соборах. И с тех
пор
нет ему смерти.
На пиру у Стеньки
Разина
|
Шло как-то по Волге
судно. Заболел на нем один бурлак. Видит хозяин, что работать он не в
силах,
и высадил его в горах со словами:
— Иди, может куда-нибудь
выйдешь, а перевозить даром я тебя не
хочу. Кто знает, выздоровеешь ты или нет.
Наступила ночь, а бурлак
все плелся по тропинке. Вдруг видит — впереди огонек. Пошел он на него
и
попал в землянку. В землянке его встретил старик. Весь седой,
заросший.
— Пусти переночевать, —
взмолился бурлак.
— Пожалуй, ночуй,
коли не боишься, — глядя
куда-то вдаль, промолвил старец.
— А чего мне бояться,
денег у меня нет, разбойникам взять у меня нечего, — сказал бурлак и
отправился спать.
Проснулся он от
шума-гама. Открыл глаза — а в землянке столько нечистой силы
собралось.
Принялась она старика мучить, тискать, груди у него сосать. Лишь
только
солнышко показалось, как вся нечисть
улетела.
Передохнул старик и спросил:
— Знаешь ли ты, у кого
ночевал?
— Не знаю, — ответил
растерянный бурлак. За ночь он такого натерпелся, что вся хворь
его прошла.
— Стенька Разин я, —
начал свой рассказ старик, — великий грешник. Смерти себе не знаю. За
грехи
свои теперь такие муки терплю.
Бурлак от удивления и
слова вымолвить не мог. А старик продолжал:
— Далеко отсюда, вместе
с кладом зарыто ружье. Заряжено оно спрыг-травою.
Только из этого ружья можно убить меня...
Он замолчал. На
несколько минут воцарилась тишина. Потом старик встал,
достал какой-то сверток и протянул бурлаку:
— Вот тебе грамота на
клад. Зарыт он в Симбирской губернии, в
селе Шатрманах. А денег там столько, что
хватит всю Симбирскую губернию сорок раз
выжечь и сорок раз
отстроить лучше прежнего. А теперь слушай внимательно, — старик нервно
заходил по комнате. — Часть денег ты должен раздать по церквам и
нищим. После
ты должен выстрелить из ружья и три раза сказать: "Степану Разину вечная память!" В ту же минуту и умру я.
Только запомни, ты не должен оглядываться, что бы
не
произошло и произносить других слов.
Бурлак был человеком
темным, необразованным. Побоялся, что напутает
чего-нибудь
и передал грамоту в другие руки. Те люди пытались взять клад,
да не
стерпели, словом обмолвились. И клад в землю ушел. С тех пор больше
никто и
Стеньку не встречал.
Степана и Фрола
Разиных ведут на казнь. Гравюра из английского издания 1672 г.
|
Много кладов оставил
после себя Разин.
В царицынском уезде есть
небольшой курган. В нем — заколдованный клад — целое судно золота и
серебра.
Стенька судно по воде завел, а когда вода с отливом ушла, велел он
землей его
засыпать. А для приметы сверху яблоневую палку воткнул. Непростой
человек
палку воткнул — стала она расти.
Выросло на месте палки
большое дерево, только яблоки на нем были бессемянные. Все вокруг
знали, что
в кургане клад зарыт, а копать не решались. Заклятый клад был, нечистые охраняли стенькино
добро.
В Саратовской губернии
люди показывают несколько Стенькиных бугров: в одном Стенька клад
зарыл, в
другом шапку оставил, у третьего стан его стоял.
Заночевало как-то у Стенькина
бугра судно. Один бурлак стал звать товарищей на
бугор сходить, посмотреть, что там есть. Нашелся один смельчак
и отправились они на Стенькин бугор за кладом.
— Что
бы тебе не померещилось, молчи! — предупредил бурлак своего
товарища.
Поднялись они на самую
вершину и увидели какой-то погреб с дверью. Спустились они туда
и попали в землянку. В углу перед иконой горит лампадка. Посреди
стоит гроб, на котором три железных обруча, а рядом лежит
большой
молоток и пучок железных прутьев. А возле стен... Бурлаки так и
ахнули. Бочки
с золотом и серебром, драгоценные камни, украшения, золотая посуда.
Помолились бурлаки перед
иконой. Взял один молоток и сбил у гроба обручи. Крышка гроба
открылась и
оттуда вышла девушка-раскрасавица.
— Чего вам, молодцы,
надо? — спрашивает. — Берите что хотите.
Красавица эта была
Маришка-безбожница. Схватил бурлак железный прут и принялся ее бить
изо всех
сил. Другому стало жалко девушку, он и
закричал:
— Что ты делаешь?
Побойся Бога!
Только он вымолвил эти
слова, как все пропало. Нет ни погреба, ни двери, ни золота...
Только донеслось до
бурлака из-под земли:
— Девятого...
Сказывают, заклят тот
клад на много голов. С тех пор не было охотников отыскивать его. А
бурлак
тот, дрожа от страха, вернулся на судно. И три года слова произнести
не мог.
|