Вы бывали когда-нибудь в Янтарной комнате? Кажется, что она вся будто
в огне. Он тлеет, тихонько тлеет, а тебе чудится, что он вот-вот вспыхнет
пламенем. Даже немного жутковато. Блеск янтарей, их медовый огонь, холодное
сверкание зеркал, сочные краски уральских камней — такое забыть невозможно.
Глаза ослепляют богатство и теплота тонов: от пылающего топаза до
золото-лимонного. Золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне блеска
янтаря.
Янтарный кабинет задумал архитектор и скульптор Андреас
Шлютер для церемонии восшествия на престол прусского короля Фридриха I. По
его проекту Янтарный кабинет предназначался для убранства одного из залов
Большого королевского дворца в Берлине. К себе в помощники архитектор
пригласил датчанина Готтфрида Вольфрама.
Придворные плели интриги, и в результате Шлютера сместили с
должности главного архитектора, работы возглавил Вольфрам. Янтарными панелями
решили украсить галерею в замке Шарлоттенбург.
Новый главный королевский архитектор вскоре выжил
датчанина, придравшись к слишком высокой цене, которую он брал за работу.
Изготовление янтарного чуда продолжили Эрнст Шахт и Готтфрил Турау. Но и им
было не суждено закончить янтарный кабинет. Король Фридрих I умер. Его сын,
Фридрих Вильгельм I, осуждал мотовство отца, считая янтарный кабинет дорогим
излишеством. Поэтому все работы были прекращены. Но и то, что уже было
создано, стало уникальным творением рук человеческих... Мозаичные панно с
удивительной красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов, цветочных
гирлянд, выполненных из кусочков солнечного камня различных оттенков — от
светло-прозрачного до темно-желтого...
Восстановленный плафон
потолка
|
|
Французский поэт Теофил Готье о Янтарной комнате:
«Комната довольно
больших размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола до фриза янтарной
мозаикой. Стены разделены на двенадцать панно. Эти панно отделаны сдвоенными
зеркальными пилястрами с капителями, украшенными женскими головками; бра с
сидящими на их ветках попугаями разрезают пилястры посредине. В центре
четырех главных панно вставлены мозаичные картины. Гладкие овальные медальоны
завершают орнаментацию этих панно; система рельефных гирлянд связывают их с
аттиком и служит фризом. Восемь других панно, которые разделяют только что
нами описанные, меньше и не так богато орнаментированы; они состоят из
гладкой прямоугольной рамы, выше картуш, обрамляющий зеркало, увенчанное
императорской короной, над ними медальон, схожий с медальонами больших панно,
и над всем этим обрамление из гирлянд. В круглых медальонах плинта, имеющего
те же разделения, что и панно, изображен прусский орел с вензелем Фридриха I
на груди и один такой вензель под короной».
О скупости Фридриха Вильгельма I ходили легенды. Его не трогала
красота, гораздо большее значение для него имели деньги. Чудо из янтаря
сложили в ящики. Через несколько лет в Пруссию прибыло российское посольство
во главе с Петром I. Фридрих Вильгельм показал русскому государю свой дворец.
Дошли до комнаты, где в ящиках лежал янтарь. Петр поразился:
— Да что же это?! Такая красота в ящиках хранится!
— Денег нет, чтобы завершить работы, — посетовал Фридрих
Вильгельм.
— У нас такое добро не пропадало бы...
И тут случилось неожиданное. Скупой жадный Фридрих Вильгельм
подарил русскому царю янтарное чудо.
Никому никогда он не делал дорогих подарков. А тут... Но не
стоит восхищаться такой бескорыстной щедростью. Прусский король распорядился
комнатой достаточно умно и расчетливо. Дар Фридриха Вильгельма был с
дипломатическим прицелом. Пруссия в то время нуждалась в союзе с Россией,
недавно одержавшей победу над Швецией. В свою очередь, Петр не остался в
долгу. Он отправил в Пруссию 55 русских солдат-гренадеров ростом более двух
метров. Фридрих Вильгельм как раз подбирал по всей Европе таких великанов для
своей гвардии.
Янтарь упаковали и с большими предосторожностями на
подводах переправили в Петербург.
Петр погрузился в государственные заботы и забыл о подарке.
Он так и не собрался установить его во дворце. К тому же нужно было найти
мастеров. А забот у царя и без того хватало.
Медальон с панели Янтарной
комнаты
|
|
Много лет спустя о янтарном кабинете вспомнила царица
Елизавета. В то время по приказу императрицы в Царском селе шло строительство
нового дворца. Руководил работой Варфоломей Растрелли, помогал ему Александр
Мартели. Елизавета старалась как можно изысканнее его украсить. Растрелли
искал способы наиболее яркого выражения в своем строительном шедевре «славы
всероссийской». Одну из комнат дворца он хотел украсить цветным камнем.
Однако единственная в России Петергофская гранильная фабрика, занимавшаяся
огранкой драгоценных камней не располагала таким количеством цветного
поделочного камня, а также необходимым для его работы оборудованием. А царица
желала как можно быстрее закончить работу над дворцом. Тогда и вспомнили о
янтарном чуде. Растрелли без промедления объявил начальнику Канцелярии от
строений генерал-лейтенанту Виллиму Фермору указ императрицы: «Чтоб из
зимнего дому Янтарный кабинет через тех мастеров, которые его в парадную
комнату поставили, бережно разобрать и через присланную из Царского Села
команду, на руках, бережно, с теми же мастерами для постановления, где в
Царском Селе показано будет, отправить немедленно и накрепко подтвердить,
чтоб без всякого повреждения туда перенесен был».
В 1755 году по распоряжению императрицы янтарный кабинет
отправили в Царское село.
Янтарную облицовку надо было разместить в зале площадью
свыше ста и высотой восемь метров. Растрелли снова принялся за работу. Он
ввел дополнительные зеркальные пилястры, с которыми чередовались картины. Для
оформления комнаты в Царское село привезли закупленные в Италии флорентийские
мозаики.
Работу Растрелли продолжил хранитель Янтарного зала Фридрих
Роггенбург и его сын Иоганн. Только к 1770 году установка комнаты была
закончена. Так появился «бриллиант искусства» — Янтарная комната — гордость
русских царей.
Екатерининский (Большой
Царскосельский) дворец в Пушкине
|
|
Два столетия Янтарная комната находилась в Екатерининском
дворце. Никто не мог предвидеть тех страшных событий, которые произошли в
начале Великой Отечественной войны. С первых дней войны в музее начались
работы по спасению уникальных сокровищ. Янтарную комнату решили эвакуировать.
Для предохранения от осыпания янтарное панно заклеили тонкой бумагой. Но это
не помогло. При пробном снятии узкого панно оказалось, что мозаика
отваливается от деревянной основы большими кусками.
Что же делать, как вывезти комнату и не уничтожить ее?
Решили провести консервацию уникального шедевра прямо на месте. Янтарные
панно заклеили марлей и закрыли чехлами из ваты. Окна Янтарного зала забили
двумя рядами толстых досок, а между ними насыпали песок. В таком состоянии
комната оставалась до прихода фашистов. Они полностью ободрали Екатерининский
дворец: срезали со стен шелковые обои, выломали наборные паркетные полы,
сняли и увезли двери. Не пощадили немцы и Янтарную комнату. Ее вывезли в
конце 1941 года в столицу Восточной Пруссии Кенигсберг.
Янтарную комнату должны были отправить в австрийский город
Линц, на родину Гитлера. Там создавался грандиозный музей из награбленных
сокровищ. Фюрер испытывал особое пристрастие к янтарю, верил в его
чудодейственные свойства — исцелять от болезней, защищать от сглаза.
Но в дело вмешался гауляйтер Эрих Кох — наместник Восточной
Пруссии. Он развернул кампанию в газетах за то, чтобы Янтарная комната
оставалась в Кенигсберге, ведь она была изготовлена из прусского янтаря. Коху
удалось добиться своего — комната попала в распоряжение Художественного музея
Кенигсберга.
Немецкие специалисты «осмотрели янтарь и установили, что
необходимо срочно спасать комнату. В течение 36 часов был проведен демонтаж
Янтарного кабинета, который затем доставили в Кенигсберг и передали в музей»,
— писал в 1942 году в журнале «Пантеон» директор художественных собраний
города Альфред Роде.
Статья Роде была иллюстрирована пятью фотографиями с видами
Янтарной комнаты. На одной из них изображен общий вид комнаты, уже установленной
в Кенигсбергском дворце. В глаза бросается отсутствие одной из мозаик.
По-видимому она была похищена еще в момент демонтажа в Екатерининском дворце.
Кроме того на пилястрах нет ни одного бра. Можно предположить, что все 24
великолепных бронзовых бра были отправлены в переплавку. Немцы усиленно вели
заготовку бронзы для военных целей и не щадили даже произведений искусства.
Гитлеровцы гордились своей добычей. Янтарную комнату
установили в Королевском замке. Сначала увидеть ее могли только особо доверенные
люди, затем на уникальное сокровище мог взглянуть каждый.
Так было до 1944 года. Той весной в Королевском замке
случился пожар. Роде забеспокоился. К Янтарной комнате у него была особая
привязанность, он очень дорожил янтарем. Роде немедленно распорядился
упаковать янтарные панели в ящики и спрятать их в подземелье замка...
Что было с комнатой дальше, остается загадкой до наших
дней...
В конце августа начались усиленные бомбардировки
Кенигсберга англо-американской авиацией. Большой ущерб бомбежки нанесли
Королевскому замку. Сгорели многие ценности. В свою очередь, немцы начали
эвакуацию награбленного.
Герб Фридриха I на нижней
панели Янтарной комнаты
|
|
От Гитлера поступали прямые указания о вывозе Янтарной
комнаты. Но Эрих Кох не спешил расставаться с уникальным шедевром. Гауляйтер
требовал исполнения приказа фюрера, делал разносы доктору Роде. Но все это
лишь для отвода глаз. Янтарные панели были сложены в ящики и укрыты в
подвалах замка. А Роде и Кох искали место для их сокрытия.
Тем временем советские войска штурмовали Кенигсберг. Доктор
Роде остался в городе.
Из Москвы в Кенигсберг прибыл доктор исторических наук,
сотрудник Государственного Исторического музея профессор А. Я. Брюсов. Ему
поручили по горячим следам отыскать вывезенные фашистами музейные ценности. С
июня до середины июля 1945 года доктор Роде был консультантом группы Брюсова.
Наверняка, немец знал, где находится Янтарная комната, но выдавать тайну ее
местонахождения не хотел.
Профессор Брюсов о докторе Роде:
«Роде — старик на вид, с
трясущейся правой рукой. Одет неряшливо (нарочно?). Искусствовед. Имеет ряд
научных трудов. Алкоголик. Доверия не внушает. Мне все сдается, что он знает
больше, чем говорит, а когда говорит, то нередко лжет. Если на него не смотреть,
но следить изредка или исподтишка, то рука его перестает дрожать. Уверяет,
что лучшие коллекции были эвакуированы, но не знает куда. Когда я его спросил
— не в Растенбург ли, то он тотчас воскликнул: «Так вы их нашли?» и тому
подобное.
Версии Роде менялись
довольно часто. То он говорил, что Янтарная комната сгорела, то указывал
различные места ее укрытия. Но когда комнаты не оказывалось на месте,
«вспоминал», что ее перепрятали.
В замке Шлоссе найдено много документов, показывающих, что
Роде стоял во главе охраны музейных ценностей во всей Восточной Пруссии. Он
вывозил отсюда вещи в замки. Он готовил вывоз Янтарной комнаты в Саксонию. Но
от него ничего нельзя добиться. Он не лжет, но говорит очень мало, только
тогда, когда мы и без него что-нибудь открываем. Когда мы сейчас подошли к
двум последним комнатам Шлосса, где стоит вести раскопки, он, видя, что мы
будем продолжать копать, подробно описал, что там стоит...»
Загадкой является то, как оказался Роде в Кенигсберге,
когда его заняли советские войска. Вряд ли гитлеровцы позволили бы ему
добровольно остаться в захваченном городе. Он слишком много знал. Вероятно, у
него было какое-то задание. Позаботившись об отправке своих детей в Германию,
Роде остался в Кенигсберге. Помогать отыскивать ценности он не собирался,
наоборот, запутывал следы.
В июле 1945 года след Роде потерялся. Перед этим доктор
успел сжечь некоторые документы, в которых, возможно, и была разгадка
Янтарной комнаты.
Исчезновение Роде — дело темное. Одни утверждают, что
супруги Роде были найдены убитыми, другие — что они покончили с собой. Есть
версия, что Роде с женой умер от кровавой дизентерии.
Где искать Янтарную комнату? Этот вопрос стоял перед
специалистами, которые хотели вернуть сокровище в Россию. Во многих газетах
были опубликованы статьи с рассказом об утрате и просьба откликнуться всех,
кому что-либо известно о его местонахождении. Многие утверждали, что знают,
где искать янтарные сокровища. Были разные версии — одни действительно что-то
видели, другие надеялись на удачу.
Тут-то и вспомнили об Эрихе Кохе. Его ожидала смертная
казнь, потом приговор заменили пожизненным заключением. Во время судебного
процесса Коха спрашивали о царскосельском сокровище. Он говорил, что ничего
не знает. Бывшему гауляйтеру никто не поверил. Но вызвать его на
откровенность не удалось.
Однажды в камеру Коха пришел доктор Гайхард Штраус, бывший
сотрудник Роде. Но и с соотечественником Кох откровенничать не стал.
— Вы понимаете, какое богатство скрываете? — спрашивал
Штраус.
Эрих Кох молчал.
— Скажите, вам известно, где Янтарная комната? — не
унимался Штраус.
Кох отвел глаза в сторону и, как бы продолжая размышлять о
своем, спросил:
— Так вы не нашли еще мое собрание картин?
Так и ушел Штраус ни с чем. Коллекции картин Коха мог бы позавидовать
любой музей мира. Слова Коха остались неразгаданными. Возможно, это были
просто мысли вслух, возможно, намек на то, что картины и Янтарная комната
спрятаны вместе.
В 1967 году Эрих Кох заговорил. «Это я отдал приказ вывести
уникальные произведения искусства (Янтарную комнату). Могу заверить, что
Янтарная комната скрыта в бункерах Кирхи Кенигсберга. Многие интересовались
таким уникальным сокровищем, — рассказывал Кох, — это и заместитель Гитлера
по нацистской партии Мартин Борман, и даже английская разведка, но я никому
не открыл тайны».
Кох пообещал сообщить о местонахождении Янтарной комнаты в
обмен на собственную свободу, на возможность уехать в Германию.
Власти недоверчиво отнеслись к словам преступника. Слишком
велики были его злодеяния во время войны. И как ни ценна Янтарная комната,
сделка с Кохом не состоялась.
Нижняя
панель Янтарной комнаты
|
|
Тем временем продолжали организовывать все новые
экспедиции. Нельзя сказать, что они работали впустую. В Кенигсберге было
укрыто большое количество музейных экспонатов, которые возвращались на
родину. Кто только ни побывал в подвалах Кенигсберга: солдаты, саперы,
местные жители, кладоискатели, подбирая все, что попадалось под руку. И не
боялись ведь, что могут подорваться. Зачастую сокровища находили вперемешку
со снарядами. Были и подрывы. Но люди продолжали искать.
Йохан-Георг Штайн, фермер из местечка Штелле, что в 30
километрах от Гамбурга, всю жизнь посвятил поискам янтарных сокровищ. На
выставке в Королевском замке он побывал случайно. Блеск янтаря произвел на
Георга магическое действие. Он не мог отвести взор. А в 1967 году, находясь в
больнице после автокатастрофы, он с удивлением узнал, что шедевр из Царского
Села до сих пор не найден.
Штайн решил искать комнату сам. Поправившись, он углубился
в архивы. Дилетант-любитель, он провел в архивах больше пяти лет, пересмотрев
груды материалов.
И с первых же раскопок — удача. Штайн искал Янтарную
комнату в замке Реклинхауз. И действительно, он нашел ящики... Но не с
янтарем, а с сокровищами ризницы Псково-Печерского монастыря. Бокалы, чаши и
кресты из золота и серебра, украшенные самоцветами церковные одежды,
плащаницы, вышитые женами Ивана Грозного. Всего свыше 600 предметов обнаружил
удачливый искатель.
Штайн искал Янтарную комнату в Тюрингии, Саксонии, хватался
за разные версии. Он с легкостью менял пути поиска на прямо противоположные.
После двадцатилетних поисков Георг Штайн понял, что искать
Янтарную комнату в Германии и даже в Европе бесполезно. Следы вели за океан.
Действительно ли Штайн верил в это, или произнес такие
слова от беспомощности, неизвестно.
В августе 1987 года Штайн был найден мертвым в развалинах
старого замка. На теле его обнаружили множество колотых ран, рядом —
скальпель, ножницы, ножи. По официальной версии Штайн покончил с собой. Есть
и предположение, что его убили, потому что он обнаружил истинные следы
Янтарной комнаты.
Шли годы и несмотря на предпринимаемые усилия, Янтарная
комната так и не была найдена. Оставалось все меньше шансов, что ее вообще когда-либо
обнаружат.
В 1979 году группа историков-искусствоведов, художников и
реставраторов начала воссоздание янтарного чуда. Автором проекта стал
архитектор А.А. Кедринский. Работа предстояла нелегкая, но энтузиасты активно
взялись за дело. Перед ними стояла задача изготовить около полумиллиона
деталей декора Янтарной комнаты, используя при этом технику мастеров XVIII
века. Бригаду янтарщиков возглавил А.А. Журавлев.
Сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные
незадолго до начала Великой Отечественной войны. Всего было собрано 86
фотографий и негативов. Они и послужили образцами для художников.
Чтобы реально представить масштабы Янтарной комнаты,
специалисты вылепили в оригинале все детали из пластилина и гипса.
Предполагалось, что воссоздать шедевр можно за
8–9 лет. Но жизнь внесла в
назначенные сроки свои коррективы. Элементарно не хватало денег — килограмм
янтаря стоит около 500 долларов, а всего было необходимо 8 тонн солнечного
камня.
Случались дни, когда казалось, что проект обречен на провал.
Правительство выделяло недостаточные средства, в иные годы на воссоздание
комнаты не отчислялось и рубля. В 1987 году подарок царскосельскому
музею-заповеднику сделали таможенники, передав более тонны конфискованного
янтаря. А в 1999 году эссенский концерн «Рургаз» выделил для
восстановительных работ 3,5 миллиона долларов. Это и стало залогом того, что
комната в итоге была воссоздана. Нельзя не отметить и труд энтузиастов.
Реставраторы оставались месяцами без зарплаты, но не прекращали работы.
Первые янтарные панно нижнего яруса и угловой столик были
установлены в 1994 году, а спустя три года свое место заняло первое из восьми
больших панно.
Первая находка
Первая сенсация последнего десятилетия, имеющая непосредственное
отношение к Янтарной комнате, датируется 13 декабря 1994 года, когда в
Лондоне, на аукционе «Кристи» была продана гемма с изображением головы
римского воина, определённая экспертами как подлинный элемент декора шедевра,
похищенного нацистами из Екатерининского дворца. Покупатель, имя которого
осталось неизвестным (как, впрочем и имя продавца) выложил за фрагмент
Янтарной комнаты 180 тысяч австрийских шиллингов.
Фрагмент восстановленной
Янтарной комнаты
|
Стали «всплывать» и другие фрагменты старой Янтарной
комнаты. В мае 1997 года полиция Потсдама обнаружила одну из четырех
флорентийских мозаичных картин, украшавших янтарный кабинет. Панно признано
подлинным. 29 апреля 2000 года Германия передала России фрагменты Янтарной
комнаты — мозаику «Осязание и обоняние» и комод. У мастеров появилась
уникальная возможность сравнить оригинал с копией. Сходство было идеальным —
детали совпадали до мельчайших подробностей. Такой работой российские
реставраторы могли гордиться по праву.
31 мая 2003 года в дни празднования 300-летия
Санкт-Петербурга восстановленная Янтарная комната была открыта. В церемонии
приняли участие Президент России В.В. Путин и канцлер Германии Г. Шредер. Так
началась новая история «восьмого чуда света» — Янтарной комнаты.
Лариса
Бурмистрова
|