В сентябре 1980 года, непривычно
большая советская подводная лодка
высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля
впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того
события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость
за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в
рекордно короткие сроки. Испытания проходили не только в Белом море, но
и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб отказов в работе
не было. При строительстве
атомных подводных лодок «
Тайфун»
были применены последние достижения в создании корабельных
радиоэлектронных средств и снижении шумности. Подлодки этого проекта
оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь
экипаж.
Интересно, что полное подводное водоизмещение
подводной лодки «Акула»
составляет около 50000 тонн. Причем ровно половину этого веса
составляет балластная вода, из-за чего ее окрестили «водовозом». Это
цена, до конца не продуманного для подводного флота России, перехода от
жидкого горячего к твердому топливу. В результате проект «
Акула» стал
самой большой подводной лодкой в мире
и занесена в книгу рекордов Гиннеса. Для постройки атомных подводных
лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально
построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.
Первая подводная лодка проекта 941 шифр
ТК-208 была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976
году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, поступила в эксплуатацию в
конце 1981 года. Затем были построены еще пять субмарин и одной из
них стала
атомная подводная лодка «Дмитрий Донской».
Атомная подводная лодка ТК-210 заложенная в 1986 году так и не была введена в строй и разобрана в 1990 году в связи с дороговизной проекта.
Конструкция подводной лодки проекта 941 выполнена
по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса расположены в
горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется
два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и
расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль
управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним
отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между
прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и
капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число
водонепроницаемых отсеков девятнадцать. Отсек центрального поста и его
легкое ограждение, смещены в сторону кормы атомной подводной лодки.
Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из
титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность
нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее
скрытность субмарины). Подводная лодка «Акула»
имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули
расположены в носовой части корпуса и складываются. Рубка снабжена
мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для
ломания льда при всплытии.
Для экипажа лодки созданы условия повышенного
комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух-
и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой
кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных
кубриках. Подводная лодка «Акула» получила спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и прочие помещения.
По сообщениям отечественной печати, существующие
планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают
проведение модернизации атомных подводных лодок проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, подводная лодка «Акула» имеет все шансы остаться в строю до 2010 года. В дальнейшем возможно переоборудование части проекта 941 в транспортные атомные подводные лодки,
предназначенные для перевозки грузов по трансполярным и кроссполярным
маршрутам, кратчайшим путем, связывающим Европу, Северную Америку и
другие страны. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет
способен принимать до 10000 тонн груза.
атомная подводная лодка "Акула" на стоянке
Технические характеристики подводной лодки «Акула»:Длина - 172 м;
Ширина - 23,3 м;
Осадка - 11, м;
Водоизмещение надводное - 23200 тонн;
Водоизмещение подводное - 48000 тонн;
Энергетическая установка - атомная 3-го поколения мощностью 100000 л. с.;
Глубина погружения подводной лодки - 500 м;
Рабочая глубина погружения - 380 м;
Скорость хода надводная - 12 узлов;
Скорость хода подводная - 25 узлов;
Экипаж - 160 человек;
Автономность - 120 суток.